Новым беспилотным автомобилям не нужен даже программист

На Международной выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе израильская компания Mobileye рассказала о планах по созданию самообучающихся беспилотных автомобилей.
Новым беспилотным автомобилям не нужен даже программист

Уже во второй половине 2017 года компания Mobileye, которая занимается производством систем безопасности для крупнейших мировых автопроизводителей, совместно с Intel и BMW выпустят на дороги автомобили, бортовые компьютеры которых будут самостоятельно учиться ездить. Автомобили должны будут научиться передвигаться по загруженным перекресткам и самостоятельно парковаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для этого машины будут пользоваться технологией стимулированного обучения (reinforcement learning). Её создатели вдохновлялись механизмами обучения у животных: детеныш запоминает и повторяет поступки, за которые его хвалят или вознаграждают.

Технологии стимулированного обучения не нужен программист и даже специально подобранные примеры: от человека требуется только описать цель и дать алгоритму возможность, экспериментируя, написать самого себя. Программа запоминает наиболее эффективные модели поведения и начинает использовать их чаще других. Именно стимулированное обучение помогло научить компьютеры делать трудно алгоритмизируемые вещи — например, играть в го.

Для беспилотного автомобиля целью может быть проезд через перекресток или переход в нужный ряд. По словам директора Американского центра мобильности (некоммерческой организации, созданной для разработки стандартов автоматизации) Джеймса Мэддокса, главное — научить беспилотные автомобили взаимодействовать с водителями-людьми. «Система должна учиться не только на собственном опыте, но и на опыте других водителей», — объясняет Мэддокс MIT Technology Review.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока стимулированное обучение существует только в виде компьютерной симуляции. Вице-президент Mobileye по технологическим вопросам Шай Шалев-Шварц (Shai Shalev-Shwartz) рассказывает, например, об одной проблемной ситуации, возникшей во время тестирования на виртуальных дорогах: на перекрестке двух дорог сразу несколько беспилотных машин сталкиваются, не сумев правильно определить, в каком порядке трогаться. «Нам нужно найти баланс между настойчивостью и осторожностью в поведении беспилотников, — рассказывает Шалев-Шварц, — если мы будем слишком осторожны, то никогда не сдвинемся с места, а если будем вести себя слишком агрессивно, попадем в аварию. Нужно уметь общаться с другими водителями. Нельзя просто следовать правилам — необходимо знать правила, по которым люди нарушают правила».