Этические проблемы беспилотных автомобилей: как быть?

Учёные из Тулузской школы экономики (Франция) занялись изучением этических проблем, которые могут возникнуть при использовании беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.
MIT Technology Review
5
12723

Психологи представили ситуацию, которая вполне может возникнуть в любой точке планеты: если на дорогу перед автомобилем внезапно выбежало несколько человек, как должен поступить автопилот — сбить их или резко свернуть в сторону, рискуя попасть в аварию и убить собственного владельца?

Чтобы узнать мнение общественности о данной дилемме, французы провели три опроса, в которых приняли участие около тысячи человек. Добровольцам предложили оценить, насколько этичны были решения нескольких задач с участием беспилотного автомобиля.

Что характерно, в разных вопросах учитывалось, идёт ли речь об абстрактной ситуации на дороге, или же по условиям задачи в автомобиле находится сам респондент. Кроме того, учёные поинтересовались, готовы ли участники эксперимента принять тот или иной сценарий в качестве законодательной нормы поведения. Читать далее

Как выяснилось, большинство участников опроса одобрило ситуацию, в которой число потенциальных жертв будет минимальным. Впрочем, принятие подобного решения в качестве закона одобрило уже меньше участников — особенно, если речь шла о собственном автомобиле, а не абстрактной ситуации.

Во всех случаях наибольшее влияние на окончательный ответ респондента оказывало число жертв потенциальной катастрофы, которое в опросе составляло от 1 до 10 человек. Французы считают, что их исследование может пригодиться в определении норм поведения автопилота на дороге.

Впрочем, окончательное решение, разумеется, не должно диктоваться численным перевесом голосов, так как в данной ситуации требуется учесть гораздо больше факторов, чем указано в рамках опроса. А что скажете вы?

Лучший комментарий

5 комментариев
  • avatar
    rat_f_br@rambler.ru → maksmms
    +1
    Поскольку автопилот может одновременно следить за гораздо бОльшим количеством параметров, то строгое следование действиям человека излишне ограничит его. Например, в указанной ситуации, помимо экстренного торможения, робот отслеживает обстановку в соседних полосах и вполне может провести манёвр уклонения с использованием попутных и даже встречных полос, если там отсутствуют машины. Так что давить нарушителей - последнее, что можно сделать. Да и тут надо попытаться нанести минимальный ущерб с учётом человеческой анатомии: лучше поломать пару-тройку конечностей, чем разбить одну голову. Ну или проехать так, что пострадает 1-2 человека вместо 5. Читать далее
    Человек-водитель просто не сможет всё это достаточно быстро просчитать и оценить, а вот автопилоту справиться будет гораздо легче.