«Не держите сцепление выжатым, убьете»: это правда или миф

В Рунете вы встретите сотни статей, в том числе от авторитетных изданий, которые посылают это предупреждение. Они так фанатично его твердят, что я заподозрил неладное и провел собственные исследование. Что бы вы думали? Оказалось, мы имеем дело с очередной страшилкой для водителей.
«Не держите сцепление выжатым, убьете»: это правда или миф
Drivers Education — Trubicars
Содержание статьи

Возможно, вас не интересует, как работает выжимное сцепление, вы просто хотите научиться водить машину бережно — тогда смело пропускайте первые три раздела. В конце статьи будут несколько полезных рекомендаций по работе педалями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чем вред выжатого сцепления

Во всех источниках указывается одна и та же причина: страдает выжимной подшипник. Якобы когда сцепление выжато, на него действует повышенная нагрузка и он быстрее изнашивается.

Если вам интересно, то вот так выглядит выжимной подшипник UAZ Patriot.

Выжимной подшипник УАЗ Патриот
Riginal | Ozon

А вот как эта деталь встраивается в конструкцию всего сцепления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Конструкция сцепления УАЗ
УАзбука
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мнение опытных водителей не подтверждает

На форуме iXBT целая ветка была посвящена вопросу о том, можно ли все-таки выжимать сцепление надолго или нет.

Да и вообще, надолго – это сколько?

Среди участников обсуждения нашлись сторонники правила «не держи сцепление выжатым», однако большинство водителей все же сошлись на том, что пугалка преувеличена. Некоторые вообще о ней не слышали и много лет ездили «неправильно», не зная об опасности (и ни разу не сломав тот самый выжимной подшипник).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие признались, что включают первую передачу за несколько секунд до того, как загорится зеленый свет на светофоре, и дожидаются его с выжатым сцеплением.

Другие выжимают сцепление при езде накатом, чтобы сэкономить топливо.

Один из водителей даже спросил собственного инструктора по вождению, заставлявшего своих учеников держать первую и сцепление на горках и светофорах.

«Его ответ: "Это всё сказки! За 5 лет были Golf Mk II, Yaris, Mercedes А170, Opel Omega. За это время только один раз менял сцепление и выжимной на "Гольфе"".
Jexel Участник форума

Мудрость советских автомобилистов

Один из участников предположил, что мы имеем дело с устаревшей народной мудростью, актуальной во времена СССР, когда качество запчастей было не ахти каким.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобили на улице времен СССР
И. Бахтин | Медиабанк РИА

Однако в наши дни ресурс запчастей стал во много раз выше, как и качество смазочных материалов. Нагрузка на выжимной подшипник больше не является критической и не приводит к его поломке.

Правильная техника работы сцеплением

При этом надо учитывать, что опытные водители все-таки не злоупотребляют ресурсом своего сцепления и коробки передач. Никто не держит сцепление выжатым часами – речь идет о нескольких секундах, не более того. Уж столько-то времени любое сцепление выдержит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть и другая крайность: напуганные мифом водители чуть что включают нейтралку, терзая кулиску коробки передач. Может быть, они и продлевают ресурс выжимного подшипника, но за счет потери ресурса коробки. В этом случае хороша умеренность.

А вот еще несколько полезных принципов:

Не выжимайте сцепление в пол

Достаточно нажать на педаль ровно настолько, чтобы разъединились диски, ведущий и ведомый. Вот как научиться ловить этот момент: переключая передачи, начните выжимать сцепление чуть раньше, чем сбросите газ. Когда диски разъединятся, обороты двигателя начнут увеличиваться – сильнее жать на педаль сцепления не нужно.

Вождение в пробках

Самое вредное – газовать двигателем, поигрывая педалью сцепления. Машина перед вами поехала – дайте ей выбрать небольшую дистанцию, после чего стартуйте плавно и уверенно, без подгазовки, после чего полностью отпускайте сцепление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
затор на многополосной дороге вечер
Geotab

Впереди появился новый затор – выжимайте сцепление, останавливайтесь и смотрите, надолго ли остановка. Если дольше, чем на 10-20 секунд, переключайтесь на нейтралку.

На прямых участках

Если впереди длинный участок, на котором не надо переключать передачи, совсем уберите ногу с педали сцепления – пусть она отдохнет на подставке слева от педали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
шоссе
ET Auto

Приятных дорог и не ломайтесь.