Забытое советское прошлое: история легендарного завода «Уралец»

Некоторые советские автомобили и правда были легендарными — отчасти благодаря им СССР стал такой могучей державой. Вот что произошло с одним из таких автозаводов — «Уральцем».
Забытое советское прошлое: история легендарного завода «Уралец»
Wikipedia

Это был относительно небольшой, но очень значимый завод. История его может показаться печальной.

Механический завод «Уралец» родился из мастерской по ремонту земснарядов — он был образован в поселке Красный Урал (позже Кировский). Первоначально созданный как поселок для переселенцев из концлагерей, в дальнейшем он стал полноценным поселением, а небольшая мастерская превратилась в механический завод, ставший настоящим градообразующим предприятием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1950-е годы

В 1950-х годах компания специализировалась на запасных частях для легковых автомобилей и автобусов, а в 1954 году смогла организовать полномасштабное собственное производство. В 1954 был выпущен первый «Уралец». Это один из многих клонов легендарного ГЗА-651 - классического капотного автобуса на шасси ГАЗ-51. Кузов был деревянным, производство было нетехнологичным, а автобус номинально даже не имел названия. Ежегодно выпускалось до 130 штук, и производство было свернуто только в середине 1960-х годов.

1960-е годы

До 1965 года автобусы были побочной продукцией завода. Основным заказчиком было Министерство обороны, а завод в основном производил запчасти и кузова для военной техники. Однако в 1965 году фабрика была передана Министерству культуры РСФСР, и завод использовался в культурных целях, например, для перевозки оркестров и театральных трупп.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1970-е годы

В 1972 был выпущен «Уралец-66С». Это улучшенная модель, выпускавшаяся до 1979 года. Она получила новое остекление и утепленный салон, а в 1974 году ее шасси ГАЗ-51 в конечном итоге было заменено на более современный ГАЗ 52-04.

«С» означает «Север». Это потому, что изначально предполагалось, что выпускаемые под этим наименованием машину будут производиться параллельно с обычными и поставляться в северные регионы (отсюда и дополнительная изоляция). Существовал также вариант «Уралец-66АС» — передвижной автоклуб.

Конец производства

В 1979 году производство «Уральцев» было прекращено. Автобус не прошел сертификационные испытания НАМИ из-за отсутствия двухконтурной тормозной системы. Фабрика переключилась на производство аттракционов. До наших дней в разной степени сохранности дошло около двадцати «Уральцев» различных моделей.