Для полноценного функционирования сайта необходимо включить JavaScript.

«Мокрая» подлодка: Второе дыхание аквалангиста

Бытует мнение, что с изобретением акваланга водная среда окончательно покорена человеком. Однако не следует забывать, что человек с аквалангом под водой — скорее гость, чем полноправный хозяин
Дмитрий Мамонтов
Март 2003
    • Подготовка к старту. Этот космического вида агрегат передвигается не по вакууму, не по воздуху, а под водой
    • Схема подводной лодки «Акванта» в разрезе

    Аквалангист подобен подводному пешеходу: скорость его передвижения невелика, а на ограниченном запасе воздуха можно проплыть лишь небольшое расстояние.

    Для того чтобы сэкономить воздух и силы, были придуманы различные буксировщики (самый известный тип — «торпеда»). Их уже можно сравнить с самокатом. Однако никакие буксировщики не могут конкурировать с настоящим подводным автомобилем — подводной лодкой «мокрого» типа.

    Мы расскажем об одной из самых интересных отечественных разработок — лодке «Акванта». Симпатичная маленькая субмарина разработана в Конструкторском центре МАИ (Московского авиационного института) «Акватика».

    История «Акванты» берет начало в 1967 году, когда в МАИ был построен аппарат МАИ-3. В 1969 году появился модифицированный аппарат МАИ-5. Он предназначался для весьма широкого круга подводных работ. Аппараты МАИ-5 работали в Черном, Каспийском, Японском морях и даже демонстрировались на многих зарубежных выставках. Во время одной из выставок на Кубе сам Фидель Кастро проявил интерес к этому аппарату.

    В начале 80-х годов в конструкцию подобных лодок стали вносить элементы авиационной техники. Был разработан скоростной подводный аппарат «Шельф-01», предназначавшийся для транспортировки двух подводных пловцов. Разработка собственно «Акванты» началась в 1994 году, и с учетом накопленного опыта всего за три года удалось сделать уникальный аппарат.

    Негерметичная субмарина

    Идея «мокрой» лодки проста — она делается негерметичной. Основной недостаток «мокрой» лодки — необходимость пилоту и пассажиру надевать гидрокостюмы и дыхательные аппараты. Читать далее

    Достоинства частично вытекают из недостатков: корпус лодки не испытывает давления, поэтому он может быть достаточно тонким. Кроме того, такая лодка в снаряженном состоянии имеет плавучесть, близкую к нейтральной, и не требует дополнительного балласта. Это означает, что вес лодки, корпус которой сделан из стеклопластика и плексигласа, может быть очень умеренным. В частности, снаряженная масса «Акванты» всего 350 кг, и ее можно легко перевозить с помощью автомобильного прицепа.

    Впрочем, в «Акванте» есть и герметичный отсек — для аккумуляторов. Они являются источником питания для двух электромоторов с винтами, расположенных по бокам лодки. Электродвигатели обеспечивают не только прямолинейное движение лодки, но и маневрирование: пилот с помощью рулей из кабины может управлять величиной и направлением тяги винтов (есть и обычный гидродинамический руль на корме).

    Плавучесть субмарины обеспечивается пенопластовыми блоками и регулируется с помощью балластной цистерны и стандартного воздушного баллона высокого давления от акваланга. При полностью заполненной водой балластной цистерне (около 80 л) лодка имеет небольшую отрицательную плавучесть, которую можно скомпенсировать при движении с помощью поворота в вертикальной плоскости двигателей с винтами, играющими роль рулей глубины.

    «Акванта» вполне нормально чувствует себя и на поверхности, а последняя модификация лодки позволяет полностью всплывать над водой, откачивая остатки воды с помощью помпы и превращаясь в комфортабельный катер.

    Маленькие проблемы

    Конструкция «Акванты» кажется настолько простой, что в какие-то проблемы при разработке верится с трудом. Однако эта простота — результат нескольких лет тщательной инженерной работы.

    Уже при первых испытательных погружениях оказалось, что лодка ведет себя неустойчиво — переваливается. Виной всему оказалась свободно переливающаяся вода в балластной цистерне, и для стабилизации цистерна была разделена перфорированными перегородками на три части.

    Испытания выявили еще одну забавную, но совершенно неожиданную проблему. Оказалось, что плексиглас остекления кабины при движении лодки от трения об воду электризуется и притягивает мельчайшие пузырьки выдыхаемого пилотом и пассажиром воздуха. Довольно быстро пузырьки прилипают к остеклению по всей площади, и пилот перестает видеть «дорогу». «Приходилось смахивать пузырьки рукой, — смеется главный конструктор «Акванты» профессор Владислав Махров. — Этакие внутренние дворники!»

    В итоге проблему решили, использовав для остекления авиационный плексиглас: его металлическое напыление предотвращает накопление статического заряда.

    Большие перспективы

    Несмотря на то что идея подобной лодки проста и витает в воздухе, зарубежных аналогов у нее немного. Одна из самых известных лодок «мокрого» типа была показана в нескольких фильмах «бондианы». Лодка Джеймса Бонда была сделана специально для фильма и обошлась съемочной группе в несколько сотен тысяч долларов. Хотя, разумеется, разрабатываются подобные аппараты не только в Голливуде, но другие подобные модели стоят еще дороже — от $1,5 млн до $3 млн. «Акванта» же в мелкосерийном производстве стоит всего около $25 тыс., хотя, разумеется, на ее разработку и доводку было потрачено больше — чуть более $100 тыс.

    К внешнему виду конструкторы подошли очень серьезно. Дизайн (в том числе и раскраска) были разработаны специально для «Акванты» под руководством известного промышленного дизайнера, профессора Московского художественно-промышленного университета им. Строганова Альфреда Карху. Внешне «Акванта» напоминает игрушку, такая же аккуратная, яркая и элегантная.

    Как рассказывает Владислав Махров, первоначально «Акванта» конструировалась как лодка для подводного туризма. В этой области она превзошла себя: никаким буксировщикам не под силу угнаться за «Аквантой», идущей со скоростью в 4 узла. Тем более, что пилот и пассажир вполне комфортно сидят в кабине, а не волочатся за «торпедой».

    Ее опробовали и в ряде других работ — от экологического мониторинга и разведки при добыче морепродуктов до осмотра подводной части корпуса крупнотоннажных судов, поисково-спасательных работ и подводного патрулирования.

    Однако чисто практическими соображениями применение лодки не ограничивается. Подводный фото и видеооператор Владимир Гудзев, принимавший участие в первых натурных испытаниях «Акванты», которые проходили в Оманском заливе Индийского океана, высказался по этому поводу так: «Как пешеходу, никогда не сидевшему за рулем, не удастся понять пьянящее чувство скорости, охватывающее водителя спортивного автомобиля, так и обычному аквалангисту невозможно объяснить словами, какие ощущения испытывает пилот «Акванты». Этот кайф надо просто испытать!»