Лунный внедорожник: Стоя за рулем

Для рекламы автомобиля такое не пойдет: независимая подвеска, нет дверей, нет сидений, да и вариант окраски только один – золотистый. Но новый концепт – не совсем автомобиль, хотя и внедорожник, предназначенный для поездок по пересеченной местности, где до ближайшей асфальтированной трассы – сотни тысяч километров.

Готовясь к отправке людей на Луну, NASA активно ведет разработки необходимых для этого систем и аппаратов — мы рассказывали об этом не раз. К примеру, уже был продемонстрирован вариант автоматического лунохода («Лунный полярник»), который сможет заняться поисками льда. Новый же прототип предназначен для пассажирских перевозок. По словам инженеров, занятых над проектом, одно из требований было «отбросить существовавшие ранее схемы и придумать нечто совершенно новое».

Прежде всего необходимо было решить вопрос с количеством колес: если на Земле большинству автомобилей вполне достаточно четырех, в космосе лишняя пара совсем не будет лишней. Это показал и опыт марсоходов: даже когда колесо одного из них совершенно вышло из строя, это практически не сказалось на возможностях аппарата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующая проблема — в подвеске. Передние колеса обыкновенного автомобиля вращаются в пределах определенного угла и строго синхронно. На новом луноходе каждое (из шести, как мы уже поняли) колес вращается совершенно свободно и независимо от других. Это дает аппарату потрясающую маневренность, позволяя, к примеру, парковаться просто бочком — если, конечно, на Луне появятся проблемы с парковкой. На самом деле, эта возможность должна сильно помочь с путешествием по кратерам: если склон чересчур крутой и опасный, водитель сможет маневрировать, спускаясь боком. Да и при погрузке и разгрузке это не будет лишним.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие движения колес сами породили новую проблему: если они могут вращаться свободно и позволяют луноходу перемещаться в любом направлении, то и водитель должен иметь по крайней мере те же возможности. Так что на прототипе реализована и вращающаяся площадка для водителя — без сиденья, поскольку механизм был бы чересчур громоздким, да и сидеть в скафандре не слишком комфортно. Это позволяет и, к примеру, элементарно дать задний ход: упакованный в скафандр космонавт, сколько бы ни крутил головой, не сможет увидеть сзади ничего, а если он разворачивается лицом по движению, куда бы луноход ни ехал, он всегда смотрит в нужном направлении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вся конструкция аппарата может опускаться практически до самого грунта, опять же, позволяя космонавтам взбираться на него даже в неудобных скафандрах, или размещать на нем груз. Независимая подвеска каждого колеса обеспечивает комфортную езду на неровной поверхности.

Осталось добавить, что это только концепт, лишь часть из нововведений может быть использована в будущем аппарате — а может и не быть использована. Правда, разработчики уверены, что именно у их проекта — большое лунное будущее. Между тем, свой прототип лунохода уже продемонстрировали и китайские разработчики («Сделано в Китае»). Ну а в России подобные аппараты разрабатывались и разрабатываются под Петербургом: «Неземные машины».

По сообщению NASA