Космос: новости: 15-21 февраля 2008 г.

Американский эксперт просит убрать с МКС российский пистолет. Шаттл Atlantis вернулся с МКС на Землю. Казахстан хочет участвовать в создании и использовании ГЛОНАСС. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

15 февраля

Американский космический эксперт, бывший инженер NASA Джеймс Оберг (James Oberg) потребовал убрать с МКС боевое оружие — заряженный пистолет. Оберг считает, что ему не место на орбите, где людям приходится работать в условиях большого стресса. Пистолет входит в состав специального набора для выживания, который выдают российским космонавтам на случай непредвиденных ситуаций при приземлении.

Члены экипажа Atlantis Рекс Уолхейм (Rex Walheim) и Стэнли Лав (Stanley Love) совершили третий выход в открытый космос. Основной задачей этого выхода являлась установка двух внешних блоков на европейский научный модуль Columbus. Один из блоков — обсерватория для наблюдения за Солнцем, другой — лаборатория для проведения экспериментов с материалами в безвоздушном пространстве. С поставленной задачей астронавты справились успешно, проработав за бортом МКС около 7 часов и 25 минут.

Завершен полет грузового транспортного корабля «Прогресс М-62». После включения двигателей корабля на торможение он сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы. Несгоревшие обломки приблизительно в 13:30 по московскому времени затоплены в несудоходном районе Тихого океана.

16 февраля

Для стыковки с очередным шаттлом Endeavour в начале марта проведена коррекция орбиты МКС. Включив двигатели корабля Atlantis, удалось успешно поднять ее на 2 км выше. Напомним, что с конца 2002 г. для коррекции орбиты станции использовались только двигатели российских кораблей «Прогресс» и модуля «Звезда».

Казахстан планирует принять активное участие в создании российской навигационной системы ГЛОНАСС. Об этом заявил глава Казкосмоса Талгат Мусабаев. «В рамках своего участия в ГЛОНАСС мы готовы создать на территории республики соответствующую наземную инфраструктуру», — сказал он. Кроме того, республика предлагает задействовать в системе ГЛОНАСС собственный спутник связи Kazsat. Вместе с тем, Казахстан приостанавливает свое участие в создании нового лабораторного модуля для МКС.

17 февраля

Международный астрономический союз присвоил одной из малых планет (1979 WY3) имя Yaroslavl (15212). Объект был открыт 17 ноября 1979 года в Крымской астрофизической лаборатории.

18 февраля

В 12:25 по московскому времени корабль многоразового использования Atlantis, совершающий полет по программе STS-122, отстыковался от МКС. После расстыковки Atlantis выполнил традиционный облет станции и продолжил самостоятельный полет.

19 февраля

Великобритания пересматривает свою концепцию освоения космоса. Теперь здесь намерены самостоятельно начать подготовку космонавтов и разработку космических программ. Будет увеличено финансирование космической отрасли, планируется разработка собственного лунного зонда MoonLITE, запуск которого может состояться уже в 2012-м г.

Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева планирует в марте завершить разработку технико-экономического обоснования по созданию авиационно-космической системы М-91. «Данная авиационно-космическая система состоит из самолета-носителя ВМ-Т и космического возвращаемого модуля, выводимого в ближний космос на высоту более 100 км с пятиминутным пребыванием в невесомости и приземлением на аэродроме "по-самолетному"", — сообщил неназванный источник. Космический модуль рассчитан на двух пилотов и 14 пассажиров. Полеты будут проводиться на коммерческой основе.

20 февраля

На шаттле Atlantis новые поломки: вышел из строя обогреватель дополнительных двигателей, так что использовать их не представляется возможным. Впрочем, они и не понадобились: в 17:07 по московскому времени колеса корабля коснулись посадочной полосы. Все астронавты благополучно вернулись на Землю — полет шаттла завершен.

21 февраля

В Китае завершены испытания ключевых элементов для осуществления первого в истории страны выхода человека в открытый космос. Как сообщают местные СМИ, шлюзовой отсек и скафандры «прошли успешное тестирование на Земле».

Американские ВМС успешно сбили на орбите потерявший контроль военный спутник. Ракета SM-3 была выпущена с находящегося в Тихом океане крейсера «Лейк Эри» и поразила аппарат, находившийся на высоте 247 км. Официальная причина акции — уничтожение бортового бака с токсичным горючим (гидразином). Данные о том, удалось ли разрушить бак, появятся в ближайшее время.

«Новости космонавтики»