Европейский проект А2: сверхзвуковой пассажирский лайнер на водородном топливе, способный добраться до Австралии за несколько часов.

В 2005-м Европейское сообщество приступило к реализации проекта LAPCAT, выделив на него аж 7 млрд. долларов, которые были распределены между несколькими компаниями-разработчиками. К примеру, в проекте участвует британская Reaction Engines, ведущая создание самолета будущего — сверхзвукового лайнера, работающего на водородном топливе, под рабочим наименованием А2. Этот аппарат сможет развивать скорость до 5 махов (примерно 5,5 тыс. км/ч) и поддерживать ее при полетах на большие расстояния, затрачивая на путешествие, скажем, из Европы в Австралию меньше 5 часов! На борту его разместятся около 300 пассажиров, готовых выложить за билет сумму, эквивалентную сегодняшней стоимости полета бизнес-классом. Впрочем, пока неизвестно, поднимется ли когда-нибудь это чудо в воздух — и вот почему.

Действительно, самолет этот будет быстрым — но быстрыми были и англо-французский Concorde, и его российский собрат Ту-144: при всей технологической успешности, коммерчески оба лайнера провалились, причем с таким треском, что повторять этот опыт ни у кого желания нет. Так что от нового самолета требуется успех в обоих смыслах. Однако технический директор Reaction Engines Ричард Вэрвилл (Richard Varvill) и его коллеги считают, что у них получится учесть все ошибки предшественников. По их мнению, неудача Concorde связана с рядом ограничений, которые оказались для него фатальными.

Во‑первых, самолет не мог летать достаточно далеко: если трансатлантические рейсы ему еще были доступны, то о транстихоокеанских речи не было. А значит — самолет терял колоссальный рынок, идеальный для сверхскоростных лайнеров. Во‑вторых, двигатели Concorde оптимально работали на скорости в 2 маха, тогда как над землей самолет, чтобы не создавать шума, вынужден был лететь гораздо медленней на 0,9 маха. Это приводило к серьезному перерасходу топлива при полете на медленной скорости — а значит, и к неоправданному удорожанию перелетов.

По словам Ричарда Вэрвилла, четыре двигателя А2 будут иметь 2 эффективных режима работы, подходящие для полета на сверхвысокой скорости (над океаном) и средней (над сушей). В «медленном» режиме он сможет достигать 2,5 махов, а затем будет переключаться на «быстрый», разгоняясь до 5-ти.

Кроме того, А2 будет дружелюбен и к окружающей среде. Двигатели его работают на водородном топливе, так что единственные выбросы — водяной пар и немного закиси азота. О разработках таких авиадвигателей будущего читайте: «Сверхпроводниковый сверхдвигатель».

По публикации Roland Piquepaille′s Technology Trends