Спаренные аэростаты Tandem способны стать универсальной летающей платформой для решения самых разнообразных задач — начиная с мониторинга земной поверхности и ретрансляции радиосигналов и кончая высотным запуском космических ракет.

Разработанная компанией JP Aerospace конструкция состоит из двух одинаковых воздушных шаров, привязанных к противоположным концам длинной штанги. Аэростаты крепятся через специальные кольца, которые позволяют им двигаться вперед и назад (вдоль штанги), но не вправо и влево (поперек). Подобная схема позволяет добиться высокой устойчивости при вполне сносной маневренности. Если один из шаров вырывается вперед, задирая вверх соответствующий край штанги, он начинает создавать несколько меньшую подъемную силу. В результате штанга постоянно стабилизируется в горизонтальном положении, при этом неспособность крепежных колец отклоняться вправо и влево помогает системе обрести неплохую курсовую устойчивость при движении по вектору оси штанги.

Благодаря двум пропеллерам, крепящимся к центральной части штанги, и бортовым электромоторам, аппарат может активно маневрировать и двигаться в горизонтальной плоскости со скоростью до 6 узлов (около 11 км/ч). Если бы энергию для этих моторов можно было бы получать с помощью солнечных батарей, было бы совсем идеально. Однако устанавливать эти батареи, к сожалению, пока некуда — поверхность шаров сильно растягивается в процессе подъема, а крепление панелей на штанге чревато резким ростом парусности и потерей управляемости аппарата.

По замыслу разработчиков, пропеллеры должны включаться по достижении высоты в 30 км — до этого аппарат поднимается как обыкновенный воздушный шар. Конечной высотой подъема для аппаратов этого типа является отметка в 42 км.

В настоящий момент Tandem существует в трех различных модификациях — Micro, Standard и Heavy Lift, длиной 4, 35 и 60 м, соответственно. Все модели легко масштабируются и могут быть с успехом использованы в любых погодных условиях. Tandem Heavy Lift способен поднять на высоту в 42 км груз тяжестью порядка 5 тонн. Это означает, что на его базе вполне могут создаваться летательные аппараты с человеком на борту. По мнению разработчиков, «тандемы» имеют весьма широкий спектр применений — начиная с исследовательских зондов и ретрансляторов, и кончая высотными платформами для запуска космических аппаратов.

Как отмечает президент JP Aerospace Джон Пауэлл (John Powell), «по сравнению с другими высотными аппаратами Tandem стоят настолько мало, что их можно использовать почти как одноразовые устройства».

JP Aerospace — это частная организация, разрабатывающая т.н. «альтернативную космическую программу США» и ставящая перед собой цель сделать космические полеты дешевыми и доступными. Главным коньком компании является запуск аппаратов легче воздуха на очень большие высоты. Компания активно разрабатывает концепцию огромного, постоянно обитаемого и высотного комплекса, парящего в атмосфере у самой границы космоса и служащего стартовой платформой для космических ракет. Концепция получила название Dark Sky Station (DSS) — «Станция черного неба». Хотя конечная реализуемость а главное, целесообразность подобного проекта находится под большим вопросом, создание аппаратов типа Tandem представляется безусловной удачей.

Читайте также о современных аэростатах и перспективах этого средства перелетов: «Воздухоплаватели», и о Кубке мира по воздухоплавательному спорту: «Летят по небу шарики».

По публикации Gizmag