Быстро и точно найти микротрещины, образовавшиеся в корпусе космического корабля (например, от столкновения с микрометеоритами) — серьезная и важная проблема. Решить ее помогут датчики звука.
Прослушка: Поиск пробоин
Прототип «датчика пробоин», закрепленный на поверхности, симулирующей корпус космического корабля. Данные «прослушки» передаются в режиме реального времени на компьютер, анализирующий собранную информацию

Группа инженеров во главе с Дейлом Чименти (Dale Chimenti) ведет по заказу NASA разработку сенсоров, способных обнаруживать мелкие пробоины в корпусе космического корабля. Для этого предполагается использовать чувствительные датчики шума, способные услышать тонкое шипение воздуха, уходящего сквозь дыру — он может быть настолько слабым, что человеческое ухо его не различит. Прототип «датчика пробоин» уже прошел первые успешные тесты.

Данные, собранные этим чувствительным «ухом», постоянно передаются на компьютер, который анализирует их, отделяя шум от других звуков, вызванных, например, вибрацией различных элементов корабля. Компьютер же, пользуясь информацией от нескольких детекторов, устанавливает и место расположения пробоины. На все про все у него уходят считанные минуты: для сравнения, поиск мелких трещин в корпусе современными ультразвуковыми приборами может занять недели.

Метод особенно удобен, поскольку работает и в условиях реального корабля, стены которого буквально полностью покрыты всевозможными приборами и инструментами, затрудняющими доступ к обшивке. С помощью обязательно имеющихся на борту инструментов космонавты смогут быстро залатать мелкие — диаметром менее 5 мм — отверстия. Несмотря на свои небольшие размеры, такие пробоины могут создать серьезную опасность при возвращении корабля и проходе сквозь атмосферу.

Впрочем, это лишь одна из проблем, с которым сталкиваются космонавты на орбите. Другой являются… микробы: «Грязный космос».

По публикации Roland Piquepaille′s Technology Trends