Для нового кино все было создано почти с нуля: пленка, камера, проектор и система звука.

Муха срывается со стены и летит прямо в лицо. Где-то внизу, как с обрыва, вижу головы других зрителей, но непривычно огромный, высотой с пятиэтажный дом, экран словно всасывает весь зал и меня. И я больше никого не замечаю. Муха летит прямо в мое лицо. Хочется отшатнуться. Это прописавшийся недавно в Москве первый кинотеатр IMAX (Image Maximum — «максимальное изображение»). Если это еще можно называть кинотеатром.

Кино с Луны

Казалось бы, велика премудрость: отодвинь проектор дальше, поставь лампу посильнее — и получишь большое изображение на экране величиной с футбольное поле. Но в том-то и дело, что при этом даже не успеешь подумать о качестве изображения: мгновенно сгорит пленка. Лампа мощностью в 15 киловатт прожигает даже доску. А если ее кварцевая колба случайно разобьется, вырвавшийся на свободу находившийся под давлением газ ксенон рванет с силой пехотной гранаты.

Как сказал «Популярной механике» первый вице-президент IMAX Лэри О’Ралли, если включить такой проектор на Луне, с Земли его свет будет виден невооруженным глазом. Для создания технологий, получивших в 1997 году «Оскара», канадской компании IMAX пришлось придумывать особые пленку, камеру, проектор, систему шестиканального звука (расстояние от динамика в правой части экрана до динамика в средней больше, чем от стены до стены в обычном кинотеатре), а также новую систему трехмерного изображения. Не говоря уж об архитектуре самих кинотеатров и возможности преобразовывать фильмы, снятые в привычном формате, в систему IMAX. И все для того, чтобы огромный (в московском кинотеатре — 18 на 22 м) экран стал широчайшим, почти заполнив всю область бокового зрения.

Поворот на 90 градусов

Сидя в московском кинотеатре Nescafe IMAX, я лишь иногда вспоминал о том, что не один в зале. Эффект присутствия был так силен, что даже без специальных очков, которые выдаются для просмотра 3D-фильмов, возникала легкая иллюзия трехмерности.

Для большего изображения нужна большая пленка. И ее кадр в десять раз больше по площади обычного 35-миллиметрового кадра и в три раза — 70-миллиметрового, используемого в некоторых широкоформатных стандартах (например, Cinerama 70 или Ultra Panavision 70). На пленке IMAX, прочность которой позволяет тащить на буксире грузовик, кадр развернут на 900 и расположен вдоль нее (имеет 15 перфораций в отличие от пяти — для 35-миллиметрового или восьми — для широкоэкранного фильма).

Проектор, которому за время одного 40-минутного сеанса документального фильма приходится перематывать около 4 км пленки, выглядит рядом с проектором обычного кинотеатра как слон. Но, находясь в рабочей комнате, посетитель видит только надводную часть айсберга: под полом расположены еще и огромный воздушный компрессор, трансформатор (аналогичный сварочному, только специально приспособленный для ксеноновых ламп) и водяной насос (для их охлаждения).

Живая петля

В конструкции проектора пришлось уйти и от традиционного «женевского» механизма протяжки пленки. «Женевец» цепляет и тянет вертикально закрепленную в аппарате пленку специальным зубцом и придерживает ее движение перед лампой проектора, поддерживая скорость 24 кадра в секунду. При этом следующий кадр фиксируется в немного другой позиции, заставляя изображение на экране слегка дрожать.

В проекторе IMAX применена система «катящейся петли» (rolling loop): пленка вводится горизонтально со специально-го, отдельного от проектора, устройства. Сделанные из магния, пять его тяжелых, тщательно отрегулированных относительно горизонта «тарелок» подают пленку в проектор. Каждый кадр фиксируется специальными направляющими напротив линзы и намертво «присасывается» после откачки воздуха из зазора. Такое движение пленки, напоминающее «хождение» гусеницы, позволяет делать изображение исключительно четким.

Не в бровь, а в глаз

Звук передается в зал по шести каналам: переднему левому, центральному, переднему правому, потолочному (над экраном), левым и правым «окружающими» (surround), — звуковая система разработана компанией Sonics Proportional Point Source, принадлежащей самому IMAX. Вся звуковая «картина» фильма (24-битное несжатое аудио) размещается на жестком диске компьютера. Звук обрабатывается на специальном пульте и направляется через цифровые эквалайзеры на 44 колонки, большинство из которых произведены Sonics/Bryston. Суммарная звуковая мощность достигает 12 кВт.

Однако рассказ о технологиях IMAX будет далеко не полным, если не сказать, что просмотр фильмов становится еще более реалистичным, когда они воспроизводятся в трех измерениях.

Известно, что каждый глаз человека видит собственную «картинку» и только их совмещение в мозгу создает ощущение объемности предметов. Компания IMAX создала камеру, два объектива которой, расположенные на расстоянии, примерно равном расстоянию между человеческими глазами, снимают действие на две пленки сразу, по‑разному поляризуя изображение (отсекая при помощи фильтров часть спектра). Точно так же и проектор, установленный в кинотеатре IMAX, передает на экран два изображения с двух пленок. Зрителям выдают очки со стеклами, поляризованными так же, как линзы камеры, и каждый глаз видит свою часть происходящего на экране. «Сложенные» мозгом, две части воспроизводят объемную картинку. При этом в некоторых кинотеатрах — так называемых «куполах» (Dome) — полусферический экран занимает не только переднюю стену зала, но и часть потолка.

Под водой, в горах и в космосе

Для съемки фильма «Космическая станция 3D» («Space Station 3D») инженерам компании пришлось серьезно усовершенствовать технологию объемного изображения. Поскольку пространство и грузоподъемность корабля ограничены, астронавту Джону Грансфельду вручили камеру, записывающую две поляризованные картинки на одну пленку.

И миллионы зрителей получили возможность «оказаться» в космосе. Так же, как раньше, они вместе с экспедицией альпинистов забирались на высочайшие горы или с исследователями живой природы оказывались посреди стада африканских слонов.

Сегодня в 32 странах мира насчитывается более 230 кинотеатров IMAX. Вряд ли стандарт станет более массовым — IMAX обречен на очень узкую жанровую ориентацию, и без спецэффектов он теряет смысл. Смотреть психологические драмы на гигантском экране невозможно. Беседа двух персонажей, когда рот каждого превышает размеры футбольных ворот, выглядит странно. Да и репертуар пока скудноват: сейчас в Москве идет всего три документальных фильма — про альпинистов, слонов и спортсменов-экстремалов, адаптированные под IMAX мультфильм «Король-лев» и художественный «Аполлон-13». Несколько позже к ним присоединятся фильм-концерт «Роллинг Стоунз: По максимуму», «Матрица: Революция» и «Призраки бездны».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2003).