Средний возраст геймеров на планете составляет сейчас 28 лет.

Относительно молодая индустрия видеоигр сегодня может похвастаться рекордными достижениями. По данным исследований NPD Group, 2001 год стал переломным для сегмента electronic entertainment: суммарные доходы от продаж игровых приставок и программного обеспечения для них впервые превысили доходы киноиндустрии. По сравнению с 2000 годом продажи игр подскочили на 43%, достигнув невероятной отметки в $9,4 млрд (доходы же от мирового проката кинофильмов составили $8,4 млрд). Видеоигры перестали быть детской забавой, превратившись в полноправную отрасль современных развлечений. По данным той же NPD Group, 60% жителей США регулярно покупают игры и в каждом третьем американском доме есть приставки PlayStation. Не отстает и Япония, где проектируется большинство приставок и где электронные игры давно стали столь же привычной частью обихода, как телевидение или мобильная связь. И хотя Европа слегка отстает от Соединенных Штатов и Страны восходящего солнца по масштабам и темпам проникновения игровой индустрии в повседневную жизнь, Старый Свет движется по тому же самому вектору постепенной, но неуклонной интеграции.

«Рабочими лошадками» индустрии можно назвать телевизионные игровые приставки. Активный жизненный цикл такой системы равен примерно 5 годам: разработчики участвуют в «гонке вооружений», стремясь применить в новых проектах самые перспективные технологии. Сейчас на мировой игровой арене столкнулись сразу 3 приставки — PlayStation 2 от Sony, GameCube от Nintendo и Xbox от Microsoft. Особняком стоит карманная система Game Boy Advance от Nintendo, практически полностью доминирующая в своем «портативном» сегменте рынка.

Интересный момент в том, что все консоли продаются компаниями-производителями в убыток (рыночная цена приставки — от $50 до $100 — ниже ее себестоимости), а прибыль целиком поступает от лицензирования и продажи игрового ПО.

PlayStation 2, о поставке 40-миллионного экземпляра которой гордо рапортует Sony, является безусловным лидером продаж. И хотя технологическая начинка приставки уступает продукции соперников, мощнейшая поддержка со стороны всех крупных игровых издательств сыграла ключевую роль. Следуя духу времени, Sony и Microsoft позиционируют свои консоли как домашние центры развлечений: PlayStation 2 и Xbox могут проигрывать DVD (первая вдобавок оснащена слотом расширения, двумя портами USB и одним FireWire), а GameCube таких функций не имеет и позиционируется как чисто игровое устройство. Важным шагом «маркетинговых войн» стало решение Microsoft встроить в Xbox модем и жесткий диск объемом 8 ГБ. Не желая отставать в деле освоения онлайновых горизонтов, компания Sony анонсировала широкополосный сетевой адаптер (10/100 Мб) и 40-гигабайтный HDD для PlayStation 2, с аналогичным объявлением выступила и фирма Nintendo. Этой зимой все 3 консоли продолжат схватку в онлайне: веб-поддержка и система голосового общения интегрируются во многие игры; готовятся десятки эксклюзивных сетевых проектов; в сотрудничестве с крупнейшими мировыми интернет-провайдерами созданы необходимые сервисы.

Во всех приставках, за исключением Game Boy Advance, реализована региональная защита, обходить которую позволяют специальные MOD-чипы. Продажа и установка этих микросхем, делающих возможным запуск на консоли не только игр других регионов, но и их нелегальных копий, а также «непрофильного» ПО, законодательно разрешена только в Австралии. В Канаде, например, за распространение чипов был недавно осужден владелец компьютерного магазина, а один из производителей этой «скользкой» продукции для Xbox — гонконгская компания Lik Sang подвергается судебным преследованиям со стороны Microsoft. Классические аксессуары для приставок — различные вариации игровых манипуляторов.

В этой области работают несколько производителей, включая такую известную компанию, как Logitech, недавно представившую линейку аналоговых беспроводных джойпадов для Xbox и PlayStation 2, позволяющих геймеру комфортно управлять процессом игры на расстоянии до 9 м от консоли. Nintendo самостоятельно производит беспроводной джойпад Wavebird (радиус действия — 6 м). Немалой популярностью пользуются всевозможные модели «световых» пистолетов для стрельбы по виртуальным мишеням на экране телевизора, джойстики с режимом отдачи, комплекты рулей и педалей для автосимуляторов (тут вне конкуренции Driving Force от Logitech), карты флэш-памяти высокой емкости. Японское подразделение Sony разработало серию игр EyeToy для PlayStation 2: используя недорогую USB-видеокамеру, пользователи могут вводить свое изображение непосредственно в игру и при помощи естественных движений управлять им. В самом ближайшем будущем консоли обзаведутся чертами цифровых видеомагнитофонов: ожидается, что в следующем году на рынке появятся комплекты с ТВ-тюнером для записи сигнала на жесткий диск приставки.

Лишь отдаленно походя на своих незамысловатых предков, современные игровые приставки вполне способны служить ядром домашнего развлекательного комплекса, и все указывает на то, что с прошествием времени их функциональность будет только возрастать.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2002).