Приземистое футуристическое судно с рублеными очертаниями, несущееся с помощью газовых турбин по воде с огромной скоростью, — это вовсе не новый боевой корабль по технологии Stealth какого-нибудь из флотов НАТО. Это концептуально новая яхта 118 WallyPower от компании Wally Yachts.

Яхты от олигарха

В 1989 году итальянский мультимиллионер Лука Бассани (у которого, говорят, денег больше, чем у Берлускони), заядлый яхтсмен и горнолыжник, заказал себе у итальянского же конструктора Луки Брента необычную парусную яхту Wallygator длиной 83 фута (25,3 м). Судно должно было удовлетворять двум противоречивым критериям — служить роскошной круизно-представительской яхтой для Бассани и его семьи и одновременно удовлетворять страсть своего хозяина к гонкам под парусом, являясь полноценным спортивным парусным судном. Денег заказчик не жалел, и при помощи самых современных технологий была создана яхта, вызвавшая фурор в соответствующих кругах.

Успех Wallygator’а навел Бассани на мысль заняться бизнесом по строительству сверхдорогих яхт, спроектированных с применением новейших технологических достижений. В 1993 году в Монако им была основана фирма Wally Yachts, куда он привлек ряд конструкторов, работавших в области военного кораблестроения, а также профессиональных дизайнеров. Хорошо зная потребности потенциальных клиентов, владелец Wally Yachts предложил принципиально новую философию, основанную на концепции все той же Wallygator — философию, призванную минимизировать для хозяев яхт все хлопоты, связанные с «возней» с парусами, и сделать парусное плавание столь же легким и комфортабельным, как и на моторном судне. Как иронично замечал сам Бассани: «Некоторые клиенты любят парусные яхты, но не любят завязывать узлы!» Поэтому на яхтах от Wally Yachts все операции с парусным вооружением были полностью автоматизированы и выполнялись с центрального пульта при помощи компьютеров, гидравлических и электрических приводов. Специальные информационно-управляющие системы на основе ЭВМ тщательно следят за состоянием судна, силой и направлением ветра, волнением, выдавая соответствующие команды шкиперу, а то и самостоятельно производя необходимые действия с парусами. Широкое применение композиционных материалов как для корпусов, так и для парусов, специально обсчитанные на суперкомпьютерах обводы корпуса и аэродинамика позволяли яхтам Wally Yachts добиваться небывалых результатов в скорости — до 20 узлов и более, при том, что лучшие «обычные» гоночные яхты, специально строящиеся для Кубка Америки, достигают только 15!

Другим радикальным следствием широкого внедрения средств автоматизации стало резкое снижение численности экипажа. Так, 50-метровая яхта способна полностью управляться всего двумя-тремя людьми. Это позволяет обеспечить на борту высокий уровень спокойствия, столь ценимого многими VIP-персонами, и увеличить комфортабельность парусных яхт до небывалого доселе уровня.

Фирма Бассани быстро добилась небывалого коммерческого успеха, ее яхты стали модными среди богатейших людей Европы и Америки. Главы компаний Gucci и L’OrОal, итальянские банкиры, крупнейшие норвежские судовладельцы и американские нефтяные магнаты — вот круг владельцев шедевров от Wally Yachts, по проектам которой на верфях от США до Новой Зеландии сооружаются все более и более крупные суда, стоимость которых доходит до $ 50 млн. Однако беспокойная натура Луки Бассани не позволяла ему почивать на лаврах. Продолжая «перманентную» революцию в мире яхтинга, он выдвинул еще более радикальные проекты.

Быстрее торпедных катеров

В 1996 году инженеры Патрик Бандер и Джим Уилшер спроектировали для личного пользования Бассани 45-футовый (13,5 м) быстроходный катер WallyGator. Бассани был настолько очарован его скоростными данными, что это навело его на мысль о возможности еще одного сочетания комфорта и скорости для людей, «не любящих завязывать узлы», — на этот раз с полным отказом от парусов. Так была создана концепция сверхскоростных яхт WallyPower.

Проектные работы над ней были начаты Wally Yachts в 1999 году в тесном сотрудничестве с итальянской корпорацией Intermarine, проектирующей боевые корабли для итальянских ВМС. При этом Бассани откровенно заявлял, что «владельцы Wally не обеспокоены экономическими фактора-ми», и конструкторы могли работать без каких-либо финансовых ограничений. Сразу два прототипа наиболее крупного варианта семейства — 118-футового (36 м) WallyPower — были построены на верфи Intermarine-Rodriguez в Специи, и головная яхтa вышла на испытания летом 2002 года, став очередной сенсацией от Бассани.

И неудивительно! Ибо она объединяет фантастический внешний облик, традиционный комфорт и внутренний шик Wally Yachts с небывалой даже для традиционных боевых катеров максимальной скоростью 70 узлов!

Корпус 118 WallyPower (длина 36 м, ширина 8,01 м и осадка без хода 1,25 м) выполнен с тщательно оптимизированными для достижения высокой скорости хода на волнении обводами в виде глубокого «V». Материал корпуса общей толщиной 30 мм представляет собой композитный «сандвич» с двумя слоями фибергласа и центральным слоем из сверхлегкого дерева бальсы. Помимо остальных преимуществ этот материал хорошо поглощает шум и вибрацию, что является очень важным для такого скоростного судна с мощными двигателями. Нормальное водоизмещение яхты (с половинным запасом топлива) — 95 тонн, а полное достигает 105 тонн.

На палубе возвышается сделанная целиком из композитных материалов надстройка. Она, как и вся надводная часть яхты в целом, просчитана с точки зрения минимизации аэродинамического сопротивления, и придает катеру современный, авангардный вид, делающий его похожим на корабли, выполненные с учетом технологии Stealth. Из тех же аэродинамических соображений все антенны встроены в надстройку и прикрыты радиопрозрачными панелями.

Пламенный мотор

Сердце 118 WallyPower — комбинированная энергетическая установка, ядром которой являются три газовые турбины Detroit Diesel Turbines TF 50 мощностью по 5600 л.с. Все три турбины через трансмиссию фирмы Maag Gear работают на три водометных движителя KaMeWa. Центральный водомет остается неподвижным, а поворотные бортовые используются для управления кораблем по курсу. Вспомогательная двигательная установка из двух дизелей Сummins по 370 л.с. способна работать через разобщающие муфты на бортовые водометы и обеспечивать яхте ход до 9 узлов.

При проектировании основной целью ставилось обеспечение максимальной скорости под турбинами до 70 узлов. Официальная максимальная скорость двух первых построенных экземпляров 118 WallyPower 65 узлов, однако реальная скорость на испытаниях не превышала 54−60 узлов. Компания Wally Yachts надеется, что доработка движительного комплекса позволит в итоге достигнуть плановых значений. В то же время будущим покупателям предлагается и «экономичный» вариант катера с чисто дизельной установкой — два дизеля MTU по 4000 л.с. должны обеспечить ход в 45 узлов.

Полный запас топлива на борту составляет 22 тысячи литров, что обеспечивает дальность хода на газовых турбинах 380 миль при 65 узлах или 800 миль при 45 узлах, а под дизелями — 1500 миль при 9 узлах. Для выработки электроэнергии установлены два 33-киловаттных дизель-генератора Kohler. Запас пресной воды составляет 1200 литров, кроме того имеется мощная опреснительная установка. Катер оборудован самыми совершенными средствами навигации и связи. В носовой части под палубой находится 4,5-метровая моторная лодка Prestige, спускаемая за борт особым убирающимся краном.

Стильные внутренние интерьеры яхты разработаны видными дизайнерами Клаудио Лассарини и Карлом Пикерингом. Призматическая надстройка выполнена почти целиком из тонированного стекла, изменяющего степень затемненности в зависимости от яркости солнца, причем значительная часть панелей окон может откидываться. В надстройке помимо рулевой рубки находится салон, рассчитанный на 12 сидячих мест. Коридор из него ведет к роскошной каюте владельца яхты площадью 25 кв. метров, двум двухместным каютам по 15 кв. метров для гостей и трем двухместным каютам для всех шести членов постоянного экипажа яхты. Поскольку все каюты лишены иллюминаторов, их естественное освещение производится через стеклянные панели в потолке. Все каюты снабжены душевыми и санузлами, а каюта владельца имеет также и ванну. Каюты и салон оборудованы самой современной аудиоаппаратурой класса Hi-Fi и жидкокристаллическими телевизорами.

Семейка Wally

Специально для любителей еще больших скоростей Wally Yachts разработала «младшую сестру» 118 WallyPower — вдвое меньшую (45 т) яхту 88 WallyPower длиной, соответственно, 88 футов (26,8 м), с меньшим комфортом, но зато способную развивать, как обещается, скорость до 80 узлов! Наконец, потенциальным заказчикам предлагаются также 65-футовая (19,8 м) 65 WallyPower и 45-футовые катера WallyTender.

В предвидении уже ожидаемого бума заказов на яхты семейства WallyPower, фирма Бассани пошла даже на создание собственного производства, отказавшись от строительства своих конструкций на «чужих» верфях и начав сооружение ультрасовременной верфи в Бизерте в Тунисе. Разумеется, новые яхты WallyPower по‑прежнему будут доступны только очень богатым людям. Так, цена 118-футовой яхты колеблется от 12,8 млн. до 17,3 млн. евро в зависимости от комплектации. Но ведь, как говорит президент международного яхт-клуба в Пальма-де-Майорке Джефф Флуд, «если вы спрашиваете, сколько стоит яхта Wally — значит, вы не можете себе ее позволить».