Будущее газет и журналов (в том числе и нашей «Популярной Механики») — «умная» бумага, способная реагировать на прикосновение, меняя рисунки, проигрывая звук и предоставляя полную свободу интерактивного взаимодействия. А уж любителей комиксов ждут совсем невероятные открытия.
Интерактивная бумага: Живое чтение

Проект шведского университета Paper Four «бумагой» в строгом смысле этого слова назвать сложно. Это современное электронное устройство с микроскопическими сенсорами и динамиками, впечатанными в него с помощью специальных «проводящих чернил», содержащих частицы серебра. Прикосновение считывается бумагой, которая реагирует на него в соответствии с заложенными инструкциями. Течение тока по чернилам может измениться, при этом сменится и изображение, или заработают встроенные миниатюрные динамики, воспроизводя звук. Впрочем, интерактивная бумага в основе своей остается именно бумагой, в которую и впечатывается проводящий материал и другие элементы. Это обеспечивает сравнительную дешевизну разработки.

Интерактивная бумага состоит из трех слоев: на наружный наносится текст и иллюстрации, в среднем заключены проводящие чернила, а третий представляет собой сравнительно плотную основу. Соответственно, заменяя средний слой, можно изменять функциональные возможности интерактивной бумаги. Эти возможности могут оказаться чрезвычайно полезными для самых разнообразных применений — достаточно вообразить себе шоколадку в упаковке, которая сама просит ее съесть, или буклет о фильме ужасов, при прикосновении издающий леденящие душу звуки. Прототип уже продемонстрирован, и работает он примерно так:

Говоря о названии своего проекта, исследователи называют его именно «четвертым поколением» бумажной продукцией, вслед за бумагой для печати (первое поколение), для упаковки (второе) и гигиенических продуктов (третье).

Существуют и другие варианты бумаги будущего — уже без использования бумаги. Читайте о создании прототипа гибкой электронной бумаги: «Первый лист». Самой же бумаге можно найти и более интересное применение — например, в оригами. Как собрать основные фигуры, мы писали в статье «Перегибы на местах».