Двигатели современных самолетов — не самые экономичные и дружелюбные к окружающей среде устройства. Они создают до 5% мировых выбросов парниковых газов, и производители авиалайнеров спешат разработать альтернативные способы запускать их в небо. В частности, сверхпроводниковые электродвигатели на водородном топливе.
Сверхпроводниковый сверхдвигатель: От винта
Лопасти двигателя авиалайнера Boeing 747

Тягу в большинстве эксплуатируемых сегодня самолетов создают турбовентиляторные или турбореактивные двигатели. Такие системы на деле продемонстрировали свою мощь и надежность, а также — не слишком высокую эффективность и высокие выбросы парниковых газов: среднестатистический дальний рейс оставляет по себе эквивалент тонны СО2 на каждого пассажира.

До сих пор использование в полетах электродвигателей сильно затруднялось размерами и весом магнитов, которые требовались для создания достаточно мощного магнитного поля. В сравнении с обычным двигателем электромотор той же мощности будет весить примерно в 5 раз больше, и не сделает полет экономически эффективнее. Однако, скомбинировав возможности водородного топлива и сверхпроводниковых материалов, в этой области удалось обозначить некоторый прорыв.

Исследователи Филипп Мэссон (Philippe Masson), Цезарь Луонго (Cesar Luongo), Джеральд Браун (Gerald Brown) и Дениэль Собан (Danielle Soban) продемонстрировали, что уже существующие технологии позволяют разработать электродвигатель, достаточно мощный, малошумный, компактный и легкий, чтобы использовать его для больших самолетов. Водородное топливо намного эффективнее обычного авиационного топлива — на ту же массу оно позволяет получить в 4 раза больше энергии — и вдобавок не создает загрязняющих выбросов. Между тем, сверхпроводниковые магниты требуют постоянного охлаждения, так что жидкий водород в новом двигателе играет двойную роль — и топлива, и охлаждающего агента.

Кроме того, это позволит отказаться от использования гидроусилителей, которые весьма массивны и требуют внимательного технического обслуживания. Новый двигатель позволит заменить их сервоприводами.

Сейчас команда Филиппа Мэссона ищет коммерческих партнеров, которые помогли бы инженерам собрать действующий прототип их сверхпроводникового двигателя. Все остальное уже готово.

О других двигательных перспективах читайте: «Гробовщики автомобиля», «Сахар в бензобаке», «Мирный термояд». Между прочим, по данным нашего опроса, самым перспективным источником энергии в скором времени станет управляемый термоядерный синтез.

По публикации Gizmag