Рвать струны на гитаре может каждый, но не все знают, как она устроена. Между тем, суперсовременные гитары имеют мало общего с инструментами «Битлов».

Мне повезло: я получил в подарок немецкую гитару Musima Eterna Deluxe выпуска середины 1960-х редкой модификации — со сложной распайкой звукоснимателей и встроенными эффектами, в отличном состоянии. Как многие гитаристы, я поначалу скептически отнесся к почти антикварному инструменту. Но, подключив его к усилителю, был потрясен твердым и мощным рыком и незыблемо точным строем этой гитары. Не зря профессиональные музыканты стаптывают не одну пару башмаков в поисках старых инструментов в стиле Vintage, которые, как хорошее вино, с годами становятся все лучше.

Однако сыграть на чудесном инструменте свои любимые композиции я не смог: во времена этой гитары тяжелого рока и металла еще не было. Высокая крышка бриджа (см. описание терминов на схеме) на «Музиме» не дает положить руку на струны и играть тяжелые аккорды с глушением; роликовая конструкция бриджа, благодаря которой строй не сбивается от работы рычагом тремоло, имеет люфт, из-за которого сустейн (длительность звучания ноты) укорачивается. Наконец, чудовищно толстый гриф при игре соло стоя практически не дает пальцам дотянуться до 6-й (басовой) струны.

Было бы наивно полагать, что современные виртуозы играют на таких же инструментах, которые мы видим в руках битлов на старых записях. За последние полвека электрогитара прошла немалый эволюционный путь.

Strat-революция

Первые серийные электрогитары Gibson Les Paul и Fender Telecaster были великими инструментами, они успешно продаются и по сей день. Gibson — это цельная натура: вклеенный толстый гриф, тяжелая массивная дека из красного дерева с выпуклой кленовой накладкой, бескомпромиссная цена. Благодаря неповторимому густому и насыщенному звуку, за который любители тяжелого рока готовы простить отсутствие тремоло и неудобство игры, гитары Les Paul и по сей день остаются одними из самых популярных инструментов. Telecaster — менее универсальная гитара, горячо любимая блюзменами и Кейтом Ричардсом из Rolling Stones (как правило, Telecaster далеко не единственная гитара в коллекции). Однако можно сказать без преувеличения, что большинство современных гитар в той или иной мере являются копиями другой модели Fender, истинно универсального инструмента — Fender Stratocaster.

В 1950-е многие гитарные фирмы подхватили «электрический бум». Каждая компания предлагала покупателям инструменты оригинальной конструкции. К примеру, «Битлз», у которых поначалу не было средств на дорогие Gibson, играли на гитарах Rickenbacker. Эти инструменты имели маленький гриф с близко расположенными низкими ладами и скользким лаком. Они идеально подходили для слепой игры аккордами и выдавали плотный упругий чистый звук — основу саунда «Великой четверки». А вот для скоростных соло Rickenbacker не подходил.

Гитары Bigsby отличались интересной тремоло-системой. Как и на большинстве гитар того времени, на Bigsby струнодержатель и нижний порожек были отдельно стоящими деталями: в струнодержателе крепились струны, которые затем проходили над бриджем — с его помощью настраивалась мензура (длина струны от верхнего до нижнего порожка). При этом струнодержатель представлял собой цилиндр с отверстиями для струн — собственно, ось рычага. Качая рычаг вверх или вниз, можно было усиливать или ослаблять натяжение струн, повышая или понижая строй. Получаемый таким образом эффект «вибрато» был очень популярен в то время.

Однако тремоло Bigsby имело серьезный недостаток. Натягиваясь или ослабляясь, струны должны были скользить вперед-назад по порожкам. Силу трения никто не отменял — после «вибрато» струны не возвращались точно в исходное положение, и строй гитары нарушался. Эта проблема легко решалась установкой роликовых порожков, но люфт роликов убивал сустейн.

Большое количество своеобразных инструментов с уникальными достоинствами и недостатками подготовило почву для Strat-революции. Гитаристам был нужен действительно универсальный инструмент, и талантливый бизнесмен Лео Фендер знал, каким он должен быть. Согласно его концепции, гитара должна была быть простой в изготовлении и ремонте (в том числе с точки зрения доступности запчастей), удобной и технически совершенной. Первые стратокастеры были предложены покупателям в 1953 году. «Страт», по сей день самая популярная электрогитара в мире, — это, прежде всего, легкий тонкий двурогий корпус с вырезами для живота и правого локтя, удобный тонкий гриф, слегка увеличенная мензура и прозрачный, «стеклянный» звук. И, конечно же, революционный бридж Synchronized Tremolo.

Раскачаем этот мир

Главная идея стратовского бриджа заключается в том, что струнодержатель и порожки в нем представляют собой единую конструкцию, они зафиксированы относительно друг друга. Бридж опирается на корпус посредством шести неплотно затянутых болтов (на свежих моделях — двух), от него через всю деку вниз проходит якорь, притягиваемый к корпусу пружинами. Натяжение струн (сверху) и пружин (снизу) уравновешивается, бридж повисает в нейтральной позиции. С помощью рычага бридж целиком можно качать в разные стороны. При этом меняется не натяжение струн, как на Bigsby, а длина мензуры. Струнам не нужно скользить по порожкам, поэтому и проблем со строем не возникает (по крайней мере, в части бриджа). Важно, что с помощью стратовского бриджа можно настроить высоту и мензуру каждой струны в отдельности: при игре на перегруженном усилителе малейшая неточность строя гитары приводит к образованию паразитных гармоник и неприемлемому звучанию.

Бридж Fender Stratocaster произвел настоящую революцию, сделав гитару по‑настоящему удобной и универсальной. Но проблемы со стабильностью строя не исчезли полностью. Дело в том, что витки струны, намотанной на колок, при подтяжках смещались и не возвращались в исходное положение. Играло свою роль и трение на верхнем порожке. Тремоло Fender с годами модифицировалось, появлялись версии для других гитар (даже Gibson Les Paul), но от мучений со строем гитаристов избавил совсем другой человек.

В 1977 году изобретатель Флойд Роуз представил на суд гитаристов Floyd Rose Full Locking Tremolo (полностью запираемое тремоло). На грифах гитар Роуза у верхнего порожка появился небольшой «нулевой лад». На нем располагались замочки, напоминающие тиски. Предварительно настроив гитару, гитарист полностью фиксировал струну, лишаясь при этом возможности пользоваться колками. Окончательно строй корректировался микроподстройками, расположенными на самом бридже. В результате струна оказывалась полностью зафиксирована с обеих сторон. Никакого трения — и никаких проблем!

По сей день апологеты Floyd Rose часами яростно терзают рычаг тремоло, даже не вспоминая о строе. Безотказную систему постоянно модифицируют для удобства игры. Например, на гитару Peavey EVH Wolfgang устанавливалось изобретение самого Эдди Ван Халена — переключатель, мгновенно переводящий басовую струну из «ми» в «ре» (такой строй удобен при игре тяжелыми аккордами).

Однако и Floyd Rose не безупречен. Сложная конструкция бриджа чрезвычайно требовательна к материалам и качеству изготовления. Подделки FR — сущее наказание. Этот бридж сложно настраивать, он требует частой смазки. А главное, каждый обладатель «флойда», желая настроить гитару, не раз задавал себе вопрос: куда подевался пресловутый гаечный ключ, без которого настройка невозможна?

Поэтому многие гитаристы по‑прежнему предпочитают укрощать стратокастер. Со смещением витков помогают справиться запирающиеся колки. В них струна зажимается, как в тисках, и прекрасно держится даже при намотке в полвитка. А вот вам рецепт от Владимира Холстинина из группы «Ария», который без проблем отыгрывает на «страте» многочасовые концерты: смажьте верхний порожек графитовой смазкой (смесь растертого карандаша с маслом для швейных машин) и настройте гитару после движения рычага вниз. Теперь после каждого соло достаточно просто нажать на рычаг вниз — и гитара вернется в строй.

Эволюция электрогитары была связана не только со стабильностью строя. Менялись звукосниматели, электрические схемы, форма (профиль) грифа, конструкция (к примеру, сквозной гриф, проходящий через всю деку). Тем не менее, благодаря изначальной конструктивной гибкости, Fender Stratocaster в различных комплектациях по сей день остается самой популярной электрогитарой.

Долой медиатор

Перегружая усилитель для получения бесконечного сустейна, высокой чувствительности и мощного звука, рок-гитаристы отказывались от использования гитары как полифонического инструмента, на котором можно вести несколько мелодических линий одновременно: перегруз воспринимает весьма ограниченный набор сочетаний нот, реагируя на все остальное обилием паразитных гармоник. Однако с появлением гитарных синтезаторов, обрабатывающих звук каждой струны в отдельности, а вместе с ними новых звуков, в том числе симфонического перегруза, музыканты получили возможность играть на гитаре хоть фуги Баха. Чтобы играть много нот одновременно, некоторые гитаристы поместили обе руки на гриф и стали извлекать звуки, ударяя по струнам пальцами между ладами. «Фортепианная» техника игры на гитаре получила название «двуручный тэппинг».

Тэппинг требует не только колоссального мастерства гитариста, но и высокого качества изготовления гитары. Чтобы струны располагались ниже над грифом (так по ним легче ударять), гриф должен быть максимально ровным и жестким. Во французских гитарах Vigier для усиления грифа вместо традиционного металлического болта (анкера) используется нерегулируемая вставка из… карбона.

В 1990-х годах был создан специальный музыкальный инструмент, предназначенный для игры двуручным тэппингом. Стик (stick — «палка») представляет собой идеально ровный широкий гриф с десятью струнами. При игре стик располагается вертикально и используется преимущественно для работы с гитарным синтезатором.

Помимо конструкции инструмента важный составной элемент современного гитарного звука — усиление и обработка сигнала. Гитарное усиление — это мир, в котором уживаются многолетние традиции, смелые инновации и безумные эксперименты. Первооткрыватели рок-музыки добивались тяжелого звучания, нещадно нарушая правила эксплуатации своих аппаратов, вдыхая дым горящих проводов и постоянно меняя лампы. Современные способы формирования гитарного звука — тема для отдельной статьи.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2007).