Ровно год назад мы доставали своими вопросами об одноколесном мотоцикле EMBRIO вице-президента канадской компании Bombardier Дени Лапойнта. Нас больше всего интересовало, как будет тормозить канадский моноцикл со скорости в 250−300 км/ч. К нашему разочарованию выяснилось, что в металле это замечательное средство передвижения сможет появиться не ранее 2025 года. Но не только канадцы грезят одноколесным транспортом. За прошедший год нам удалось пообщаться с несколькими конструкторами реальных моноциклов.

Первые

Идея одноколесного транспорта стара, почти как идея двухколесного. В миланском Музее велосипедов есть одноколесный велосипед, изготовленный в 1869 году мастером Россу из Марселя. Вплоть до Первой мировой войны одноколесные велосипеды в большом количестве мастерили по обе стороны Атлантики. Но если есть моновелосипед, что мешает вставить в него двигатель?

Первый известный моноцикл появился в 1904 году в Милане. Последующие 40 лет их делали с переменным успехом, но ни один в серию не пошел. Хотя обложки научно-популярных изданий моноциклы украшали не раз. Схема была традиционной — водитель и двигатель внутри огромного колеса. По замыслу конструкторов, такая схема с огромным колесом обеспечивала лучшую проходимость, что в начале века было довольно актуально — большинство дорог были грунтовыми. Мало того, предлагались даже проекты боевых бронированных моноциклов. Один из них можно увидеть в танковом музее в Кубинке в павильоне немецкой бронетехники.

Недостатков же у моноциклов было больше: это и недостаточная поворачиваемость, и плохая устойчивость на небольшой скорости, и никудышная защита от грязи — она летела на водителя отовсюду, даже сверху!

В серию!

Так бы моноциклы и ушли в небытие, если бы люди относились к транспорту только как к средству передвижения. Восьмидесятые годы прошлого столетия подарили миру много всякого неэффективного, но удивительно увлекательного транспорта, включая мои любимые сноуборды. Ровно двадцать лет назад за разработку и производство моноциклов взялся американец Керри Маклин. Керри, сам заядлый байкер, изначально строил не утилитарный транспорт, а средство для получения адреналина. Первый моноцикл Маклина приводился в действие мотором от газонокосилки, но, несмотря на это, доставлял своему создателю не меньшее удовольствие, чем спортбайк. Единственной проблемой была мичиганская дорожная полиция, нещадно штрафовавшая изобретателя, стоило ему только покинуть асфальтовые дорожки возле своего дома. Следующий моноцикл Маклина оказался полиции не по зубам: внутри огромной 36-дюймовой шины от французской машины для сбора винограда стоял 40-сильный мотор с водяным охлаждением от снегохода, мощная галогенная фара, стоп-сигнал и номерной знак! На этой машине Маклин установил первый официальный рекорд скорости для моноциклов. На высохшем Бонневильском соляном озере он разогнался до 90 км/ч.

Этот забавный рекорд показали в Америке по многим телевизионным каналам, и на Маклина посыпались заказы. Он основал собственную компанию и приступил к выпуску коммерческого моноцикла мощностью всего 5 л.с. и стоимостью около $8,5 тысяч. Продажи, правда, идут неважно — «Популярная механика» безуспешно пыталась застать бизнесмена в офисе в течение двух недель.

Есть в гараже Керри и два супермонобайка с моторами V8 от «бьюиков»: McLean V8 и McLean V8 Rocket Roadster. Постройку этих рекордных монстров проспонсировала компания Panda Precision, и на последнем из них был установлен самый свежий рекорд скорости среди моноциклов — 185 км/ч.

Управляются все моноциклы Маклина отклонением корпуса водителя, однако последний Rocket Roadster оснащен также стабилизатором и аэродинамическими рулями направления, которые начинают действовать при достаточно больших скоростях. Тормоза же настроены так, что при нажатии на них пилот клюет носом, но не прокручивается внутри колеса.

Впереди колеса

В отличие от Керри Маклина Джейк Лайал предпочитает ездить не внутри, а впереди колеса. Сама идея моноцикла, где водитель сидит впереди колеса, пришла Джейку пару лет назад во сне. Смысл ее в том, что внутри колеса упрятана система противовесов, состоящая из 6-сильного двигателя Honda объемом 80 см³ и 227-килограммового груза. Специальный контроллер непрерывно перемещает их внутри колеса, поддерживая центр тяжести моноцикла точно по центру колеса. Проще увидеть на схеме, как это работает, чем описывать словами.

Такая система не дает водителю заваливаться вперед-назад. А что удерживает моноцикл Лайала от падения вбок? Классическим велосипедам и мотоциклам упасть на скорости мешает эффект гироскопа, где роль маховиков играют вращающиеся колеса. У Джека Лайала 30-килограмовый гироскоп упрятан внутри и крутится даже на остановке — этим достигается устойчивость аппарата. Используется гироскоп и для управления по курсу — для отклонения его в горизонтальной оси служат две ручки по бокам моноцикла. Помогать гироскопу может и сам водитель, отклоняясь в сторону поворота. Вес получившегося моноцикла Лайала около полутонны, а максимальная скорость ограничена 50 км/ч.

Сам конструктор назвал свое детище RIOT Wheel (Re-Invention Of The Wheel — «переизобретение колеса»). Самобеглое колесо было изготовлено Джейком специально к фестивалю Burning Man 2003. Как рассказал «Популярной механике» конструктор, он не рассматривает RIOT Wheel как коммерческое предприятие и особо не надеется, что ему удастся продать хотя бы одно колесо. Сейчас Джейк работает одновременно над двумя новыми моноциклами RIOT 2 и RIOT 3 мощностью 30 л.с. и 200 л.с. соответственно. Моноциклы должны приводиться в движение электродвигателями, и на самом мощном из них изобретатель собирается побить мировой рекорд скорости для моноциклов. Однако до сих пор эта парочка существует только на бумаге. Джейк рассказал нам, что первый моноцикл, который создавался прямо «из головы», показал, что лучше сначала иметь готовый дизайн-проект. К тому же есть большие проблемы с финансированием одноколесных монстров. Хотя буквально на днях нашелся инвестор, готовый оплатить запчасти для «среднего» RIOT 2. Так что в ближайшее время полку одноколесных транспортных средств прибудет.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2005).