«Роскосмос» планирует открыть навигационную систему ГЛОНАСС для частных пользователей.

В настоящий момент на нашей планете действуют две глобальные спутниковые навигационные системы: американская GPS (Global Positioning System) и российская ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система). Однако если первая предоставляет навигационные услуги всем желающим, то вторая до сих пор остается полувоенной структурой, закрытой для частного потребителя. При этом уже идет развертывание перспективного европейского аналога GPS, получившего название Galileo. Планы по созданию собственной навигационной системы Compass озвучил также Китай, однако в его случае речь идет только об обеспечении потребностей военных. Как бы то ни было, очевидно, что предоставление навигационных услуг способно стать весьма прибыльным бизнесом. Готова ли отечественная ГЛОНАСС к конкуренции на этом высокотехнологическом рынке?

Системы спутниковой навигации работают следующим образом. Объект на поверхности земли получает сигнал сразу от нескольких спутников и по запаздыванию в прохождении сигнала вычисляет расстояния до каждого из них. Поскольку параметры их орбит известны заранее, полученные данные позволяют вычислить точное местонахождение приемника. Чтобы определить широту и долготу, достаточно иметь сигнал от трех спутников. Если же нужно знать еще и высоту над уровнем моря, необходим сигнал от четвертого орбитального передатчика. На практике это означает, что для того, чтобы надежно покрывать всю поверхность земли в круглосуточном режиме и обеспечивать при этом передачу точной навигационной информации, необходимо иметь на орбите не менее двух десятков спутников.

Система ГЛОНАСС была запущена в строй в начале девяностых годов. Однако после развала СССР программа по ее развитию оказалась на долгие годы заморожена, что позволило американцам вырваться далеко вперед. Сейчас орбитальная группировка ГЛОНАСС насчитывает 17 спутников. Это минимально допустимое количество, при котором система сохраняет свою работоспособность, однако постоянного покрытия всей территории Земли они обеспечить неспособны. Понятно, что при таком положении дел нечего и говорить о начале ее открытого коммерческого использования — имеющихся ресурсов едва хватает на обеспечение потребностей военных и транспортников. Впрочем, «Роскосмос» при поддержке правительства России планирует в ближайшее время довести-таки систему до ума. Согласно утвержденной программе, группировка должна выйти на оптимальные рабочие параметры и состоять к 2010 году из 24 аппаратов. Скорее всего, открыть ее для частных потребителей можно будет гораздо раньше. При этом разработчики ГЛОНАСС обещают, что стоимость навигационных услуг для российских граждан не превысит стоимости GPS. Более того, уже сейчас ведутся переговоры с представителями NASA и ESA по поводу возможного объединения ГЛОНАСС, GPS и Galileo в рамках единой общемировой навигационной сети.

По публикации GPS Daily