За 45 лет пилотируемых полетов на высоте более 100 км от Земли (там, где официально начинается космос) побывало всего 450 человек. Но за следующие пять лет это число должно, как минимум, удвоиться. С 2009 года астронавты-любители будут летать в космос каждую неделю.

12 апреля 1961 года Пол и Ричард, как тысячи других мальчиков, сидели у телеэкранов и завороженно смотрели сенсационный репортаж о полете Гагарина. «Вот бы тоже полететь!» — мечтал восьмилетний Пол из Сиэтла. «Хотел бы и я быть космонавтом!» — вторил ему десятилетний Ричард из Британии. А в Нью-Йорке в тот день телевизор смотрела беременная Тула Диамандис. Ни Пол, ни Ричард, а уж тем более еще не родившийся Питер в тот день не догадывались, что спустя четыре десятилетия пути их сойдутся для того, чтобы совместными усилиями осуществить мечту детства. Для себя и всего человечества.

Секрет Чарльза Линдберга

Если бы отправлять туристов в космос на «Союзах» начали десятилетием раньше, то, возможно, первым космонавтом-любителем стал бы не Деннис Тито, а Питер Диамандис. Так сильно этот миллионер из Бронкса хотел побывать в космосе. Но к 2001 году Диамандис принципиально решил, что полетит в космос только на частном космическом аппарате. К этому времени он уже вплотную подошел к осуществлению своей заветной мечты, и помогла ему в этом книга легендарного пилота Чарльза Линдберга «Дух Сент-Луиса». Из нее Питер неожиданно для себя узнал, что Линдберг решился перелететь Атлантику в одиночку в немалой степени ради денег. Смельчаку полагалась награда $25 000. Именно конкуренция, возникшая между энтузиастами авиадела, привела к тому, что из опасной игрушки авиация превратилась в высокодоходный бизнес. «А что если подобным призом стимулировать развитие частной космонавтики?» — подумал Питер. В итоге 18 мая 1996 года в Научном центре Сент-Луиса Диамандис публично объявил, что первый, кто на частные средства построит суборбитальный летательный аппарат и в течение двух недель совершит на нем два успешных полета в космос, получит премию $10 млн. Причем совершить эти два полета надо было до конца 2004 года. Расчет Диамандиса оправдался: два десятка компаний вступили в борьбу и многие из них инвестировали в создание космолетов суммы, сравнимые с ценой приза. Так благодаря замечательной идее Диамандиса космос стал ближе.

Забавы Пола Аллена

Пол Аллен, соучредитель Microsoft, еще в детстве мечтал запустить ракету в космос. Он даже создал одну такую вместе с братом, но она взорвалась при старте. Когда сорокапятилетний Пол узнал о конкурсе Диамандиса, он сразу загорелся идеей построить первый в мире частный космолет. Узнав о том, что идеей создания суборбитального корабля вдохновился также легендарный авиаконструктор Берт Рутан, создатель первого в мире самолета, облетевшего вокруг земного шара без дозаправок, Пол предложил ему спонсорство. Партнеры ударили по рукам, и через 7 лет был построен дееспособный космический корабль. На высоту около 14 км его выводил самолет-носитель White Knight, там шаттл SpaceShipOne отделялся от самолета и запускал ракетный двигатель, который доставлял его на 101-й километр, после чего аппарат снова входил в плотные слои атмосферы и садился как обычный самолет.

21 июня 2004 года SS1 впервые поднялся на космическую высоту, а осенью пилот корабля Майк Мелвилл совершил два официальных полета, принеся своей команде $10 млн. Этот приз не окупил и половины затрат Пола Аллена, но что такое пара десятков миллионов по сравнению с осознанием того, что благодаря тебе космос стал ближе!

Подарок Ричарда Брэнсона

Миллиардер Ричард Брэнсон известен своей восприимчивостью к самым безумным идеям. Когда Диамандис заявил, что первый триллионер заработает свое состояние на космических проектах, Ричард отнесся к словам Питера скептически, но тем не менее увлекся идеей космического туризма. Заработать триллион Брэнсон не надеется, зато ожидает, что благодаря космосу он сможет сделать свой бренд Virgin самым популярным и уважаемым в мире.

У Брэнсона был еще и личный повод заняться туризмом в космосе: его 87-летний отец совсем не прочь перед отходом в иные миры ощутить невесомость и убедиться в том, что Земля круглая. Да и сам Ричард грезил об этом все свое детство. Поэтому он очень надеется подарить отцу на 90-летний юбилей прогулку в космос.

За несколько недель до того, как SpaceShipOne завоевал приз, Ричард разыскал Берта и Пола и предложил им сотрудничество. Брэнсон попросил эксклюзивные права на использование кораблей Рутана только его компанией (это стоило около $20 млн.) и позже оформил у Рутана заказ на проектирование пяти суборбитальных кораблей нового поколения SpaceShipTwo. Они должны быть безопаснее, комфортабельнее, вместительнее (5−8 пассажиров) предшественника и летать на большую высоту.

Первый SS2 Берт Рутан планирует построить уже в следующем году и, как только работа аппарата будет доведена до совершенства, предоставит его в пользование компании Брэнсона. По плану это должно случиться в конце 2008 года. Первыми после испытателей на SS2 в космос полетит сам Брэнсон с женой, двумя детьми и, возможно, с отцом и матерью, а потом уже туда отправятся клиенты компании. Аванс в размере десятой части стоимости билета ($20 000) внесли свыше 150 человек, но Ричард уверен, что это только начало. Еще несколько тысяч богатых клиентов проявили интерес к полетам, и как только они увидят, что «это работает», обязательно встанут в очередь, уверен Брэнсон. Правда, полететь на суборбиту смогут не все желающие с толстыми кошелками. Менеджерам Virgin Galactic, например, приходится предупреждать пышногрудых голливудских красавиц, что из-за перепада давлений в космосе их силиконовая грудь может просто взорваться. Хочешь в космос, жертвуй бюстом. Также в космос вряд ли смогут полететь люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ведь в полете придется испытывать 4−5-кратные перегрузки.

Пока Рутан строит свой очередной корабль, компания Брэнсона решает другой насущный вопрос — откуда лететь? Первые испытательные полеты, скорее всего, будут осуществляться с космодрома в пустыне Мохаве (оттуда же взлетал SS1), но в самое ближайшее время начнется строительство частного космодрома в Нью-Мексико. Там-то и свершатся первые для Virgin полноценные полеты в космос.

Забронируй место в «Буране»

Строительство еще двух частных космодромов скоро развернется в ОАЭ и Сингапуре — с них будут взлетать туристы компании Space Adventures, пожалуй, самого главного конкурента Брэнсона. И летать они будут на российских кораблях. Именно Space Adventures в 2001 году отправила на орбиту первых трех космических туристов, которые заплатили по $20 млн. каждый. Место в Explorer обойдется будущим суборбитальным туристам компании в 200 раз дешевле, чем в «Союзе». Поэтому уже более 200 человек внесли аванс $10 000, оплатив 10% стоимости билета.

Explorer — это продолжение проекта суборбитального космолета C-XXI, прототип которого был создан заводом им. Мясищева. Разрабатывали этот аппарат те самые конструкторы, которые создали первый советский корабль многоразового использования. Поэтому, судя по всему, по форме и конструкции этот аппарат будет сильно напоминать «Буран». Но в отличие от него взлетать он будет, как и американский аналог, — с помощью самолета-носителя. Для этой цели выбран высотный самолет M-55 «Геофизика».

Cоглашение об инвестировании проекта Explorer было подписано недавно, и хотя детали его пока не разглашаются, представитель компании Space Adventures Эрин Лундберг заверила нас, что инвестиций хватит для того, чтобы именно российский Explorer открыл эпоху суборбитального туризма. А частный космодром в Рас-эль-Хайме (ОАЭ), с которого Space Adventures отправит первых туристов на суборбиту, обещает стать самым грандиозным проектом подобного плана: в его строительство планируется инвестировать $265 млн.

Почем билет на Луну?

Но предложениями Virgin Galactic и Space Adventures суборбитальный туризм не ограничивается. В Оклахоме к запуску туристов готовится серьезный концерн Rocketplane Kistler. Другая солидная компания, PlanetSpace, планирует за 5 лет, начиная с 2008 года, отправить в космос 2 000 туристов. Космические предприниматели уверены, что потенциал у космического туризма громадный. Согласно прогнозам американской консалтинговой компании Futron, к 2021 году космический туризм будет приносить более $1 млрд. дохода. Причем большая часть этой суммы будет приходиться на суборбитальные полеты. По прогнозам той же компании, к 2021 году на суборбиту будут выходить более 40 человек ежедневно и 15 000 — ежегодно. А билеты в космос к тому времени обещают упасть в цене до нескольких десятков тысяч. Но это начальный уровень. Те, кто побогаче, через 15 лет будут обживать орбитальные гостиницы — вроде сегодняшней МКС, но со всеми удобствами. Уже сейчас все идет к этому. Последователь Диамандиса, невадский миллионер Питер Бигелоу, учредил 50-миллионный приз для команды, которая до конца 2009 года на частные средства построит космический корабль, способный развить первую космическую скорость и выйти на орбиту. Глава компании Space Adventures Эрик Андерсон всерьез рассматривает возможность полета до Луны и даже называет конкретную цену — $100 млн.

Так что, если лет через 20 ваш приятель будет не в курсе последних событий, не думайте, что он свалился с Луны — скорее всего, просто прилетел оттуда.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2006).