Глядя на голограмму, то и дело поворачиваешь ее ребром, чтобы убедиться, что за цветным стеклом не находится трехмерный предмет.

В 1947 году британский физик Дэнис Габор работал над усовершенствованием электронного микроскопа. Но разработал он нечто совершенно иное. А именно — оригинальный метод записи и восстановления волнового фронта, который он назвал голографией, от греческих слов «холос» (весь) и «грамма» (сообщение). За это в 1971 году Габор получил Нобелевскую премию.

Первые 15 лет метод оставался забавной экзотикой. Источники света, обладающие высокой когерентностью, практически отсутствовали. Но в 1960 году советские физики Николай Басов и Александр Прохоров и американский ученый Чарльз Таунс разработали оптический квантовый генератор — лазер (за что тоже получили Нобелевскую премию).

В 1962—1964 годах физики Мичиганского университета Эммет Лейт и Юрис Упатниекс (разрабатывавшие, вообще говоря, радар бокового обзора), решили ради интереса применить метод Габора, используя газовый гелий-неоновый лазер.

Результат превзошел ожидания: они получили первые четкие и объемные голограммы высокого качества. Именно Лейт и Упатниекс заложили те основы, на которых базируется работа современных голографических студий. Но их метод имел существенный недостаток — чтобы увидеть такую голограмму, нужен был лазер. Это сильно затрудняло применение голографии в прикладных целях.

И вот в 1962 году советский ученый Юрий Денисюк решил опробовать в голографии метод, использованный лауреатом Нобелевской премии 1908 года Габриэлем Липпманом для цветной фотографии. Результатом стал метод записи голограмм на толстослойной фотоэмульсии. Они обладали возможностью восстанавливать трехмерное изображение не с помощью лазера, а в обычном белом свете — то есть объемную картинку можно было увидеть в лучах простой лампы накаливания!

Сегодня голография широко применяется в научных исследованиях и в производственных процессах. Голограммы незаменимы при изготовлении высококачественных репродукций музейных экспонатов, скульптур, широко используются в сувенирной продукции и в качестве украшений. Перспективное направление — изготовление пленочных голограмм как средства для защиты промышленных изделий и документов от подделок.

Принципы голографии

Голография основана на двух физических явлениях — интерференции и дифракции. Интерференцию легко иллюстрировать расходящимися по воде кругами. Когда круговые волны от двух точечных источников (брошенных в воду камней) встречаются, образуется сложная интерференционная картина. Зная форму этой картины и положение одного из источников, можно определить положение второго. То же происходит при освещении объекта лазерным светом при записи голограммы. Объект можно представить как совокупность большого числа точечных источников, которые, рассеивая свет, создают в пространстве сложную световую интерференционную картину. Она несет информацию об объекте, и именно ее записывают на фотопластинку. Но для того, чтобы по этой сложной интерференционной картине можно было восстановить изображение объекта, фотопластинку дополнительно освещают направленным световым пучком от того же лазера. Этот пучок называется опорным. Фотопластинка регистрирует сложнейшую картину интерференции между светом, отраженным от объекта, и опорным пучком. После проявления фотопластинки мы получаем голограмму. Период интерференционных полос на голограмме сравним с длиной волны лазерного излучения (около 0,6 мкм), поэтому интерференционную картину на голограмме можно увидеть только в микроскоп.

В классической оптике считается, что свет распространяется прямолинейно. Однако в действительности это не так. Если на пути строго параллельного светового пучка поставить светонепроницаемый экран с маленьким отверстием, за отверстием свет уже не будет распространяться параллельно, а будет расходиться в виде узкого конуса. Чем меньше размер отверстия, тем больше угол расходимости. Явление отклонения направления пучка света на отверстиях малых размеров от своего первоначального направления называется дифракцией. Дифракция света происходит не только на отверстиях, но и на полупрозрачных или фазовых транспарантах с произвольной структурой. Например, на дифракционных решетках — транспарантах в виде строго параллельных прозрачных полосок, чередующихся с непрозрачными. Дифракционная решетка просто отклоняет падающий пучок на определенные углы, зависящие от длины волны света и периода полосок — чем полоски тоньше, тем больше угол дифракции. Голограмму тоже можно считать дифракционной решеткой, но с очень мелкой и нерегулярной структурой, средний период полос которой сравним с длиной волны лазера (и даже меньше). Если осветить голограмму восстанавливающим лазерным пучком под углом, равным углу падения опорного пучка при записи голограммы, в результате дифракции на голограмме он преобразуется в восстановленный пучок, аналогичный пучку, идущему от объекта во время записи голограммы. В результате мы получим точное, объемное изображение объекта.

Типографским способом

Яркие, переливающиеся всеми цветами радуги наклейки на упаковке товаров и на банковских картах — это тисненые радужные голограммы, которые используются для защиты документов от подделок. Эти голограммы записываются не на фотопластинках, а на поверхности лавсановой пленки и не путем экспонирования фотоматериала, а простым тиснением поверхностного голографического рельефа (аналогично штамповке компакт-дисков).

Процесс изготовления радужной голограммы очень сложен. Сначала делают так называемую мастер-голограмму, аналогичную радужной. С помощью синего лазера ее записывают на тонком слое фоторезиста. Почему синим лазером? Потому что фоторезист чувствителен только к синему свету и ультрафиолету. В местах, где интерференционные полоски светлые, фоторезист дубится и твердеет. После экспонирования фоторезист погружают в ванну с растворителем (бензин). Незадубленные места растворяются, получается поверхностный рельеф, повторяющий исходную голографическую интерференционную картину.

Затем с полученной мастер-голограммы делают матрицу. Используя гальванический процесс, на слой фоторезиста осаждают никель и получают прочную копию. Никелевую матрицу закрепляют на металлическом валике и прокатывают по ней лавсановую пленку, на которую переносится поверхностный голографический рельеф. На нем белый свет дифрагирует, и изображение восстанавливается — в виде цветной радуги. Для повышения яркости тисненых голограмм их покрывают тонким слоем алюминия и получают яркие рельефно-фазовые тисненые голограммы.

Блеск металла

Как правило, регистрирующей средой для голограмм служат фотопластинки. В светочувствительном тонком желатиновом слое распределены микрокристаллы бромистого серебра. При попадании на них света в них образуются «зародыши» серебряных зерен, видимые после проявления как черные точки (неэкспонированные микрокристаллы бромистого серебра удаляются из эмульсионного слоя в растворе фиксажа).

В бихромированной желатине (БХЖ) нет бромистого серебра. На стадии изготовления в нее вводится определенное количество бихромата аммония (отсюда и произошло название желатины). При попадании лазерного света на такой слой в местах максимальной интенсивности интерференционной картины происходит сшивка молекул желатины ионами хрома, входящими в бихромат аммония, желатина в этих местах задубливается и изменяет показатель преломления. После экспонирования записанную голограмму погружают в воду, вымывают остатки бихромата аммония и сушат в изопропиловом спирте. В результате получается чрезвычайно яркая фазовая голограмма, прозрачная как стекло. Теоретически дифракционная эффективность (ДЭ) голограммы на БХЖ может достигать 100%. Реально полученный результат — 99%! Голограммы на бихромированной желатине применяются для изготовления высококачественных голографических дифракционных решеток и голографических оптических элементов. БХЖ используют также для изготовления сувениров и украшений — голографических кулонов или медалей.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2006).