Скульптор жжет: Весьма объемные произведения искусства

В отличие от классического поэта, скульптор XXI века не умеет жечь сердца, зато способен выжигать лица.

Возможность сохранить для потомков свое трехмерное изображение до недавнего времени оставалась прерогативой богатых и знаменитых, пока не появилась «демократичная» скульптура. Чтобы опробовать новую технологию, мы увековечили одного из редакторов «TechInsider» прижизненно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то, что в Европе 3D-фотографии начали выжигать в стекле еще в конце прошлого века, до России подобная технология добралась только в конце прошлого года. Правда, несколькими годами ранее в Москве уже можно было сделать объемную фотографию путем объединения нескольких плоских. Но это был своеобразный период импрессионизма в российской «цифровой» скульптуре — результат лишь отдаленно напоминал оригинал. Реализм начался потом, когда директор одной российской фирмы настолько заинтересовался трехмерной фотографией, что приобрел недешевый аппарат под названием 3D-сканер. Он-то и позволил сделать трехмерную фотографию именно «фотографией».

Даешь цифровую голову!

Существует анекдот о том, что в свое время известному скульптору Льву Кербелю поручили слепить бюст Юрия Гагарина. День ото дня космонавт дисциплинированно позировал перед скульптором, но однажды ему, видимо, надоело смотреть в одну точку и он стал шевелиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда Кербель совершенно серьезно сказал: «Молодой человек, если вы действительно хотите остаться в истории, не мешайте мне работать!» Именно об этом случае я вспомнил, когда позировал перед 3D-сканером. Бедный Гагарин, нелегко ему пришлось! Другое дело мне. Замираешь секунд на пять — и все готово: твоя голова на винчестере компьютера. 3D-сканер напоминает человеческий глаз: он может измерить только то, что видно человеческим глазом, и «видит» только то, что излучает отраженный свет. Для измерений на лицо наносятся светлые и темные полосы, по искривлениям которых и определяется объем. Для того, чтобы достичь большей точности, полосы движутся. А для текстуры лицо фотографируют обычной цифровой камерой. Потом два изображения — объемное (от сканера) и плоское (от фотоаппарата) — отправляются дизайнеру. Начинается второй — пожалуй, самый важный — этап работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роден XXI века

Не только позировать в наше цифровое время стало проще, но и ваять. Обычный скульптор, создавая скульптуру из мрамора, по заветам Микеланджело, отсекает от каменной глыбы все лишнее. «Цифровой» скульптор, которого почему-то в коллективе называют просто дизайнером, способен не только отсечь, но и нарастить. К тому же программа прощает ошибки: достаточно нажать кнопку «Отменить». В общем, почти Господь Бог.

«Сделать вам горбинку на носу поменьше? — шутит дизайнер. — Разумеется, не безвозмездно. И рога тут у вас: наш сканер не проведешь». Хитро подмигнув, дизайнер начинает убирать неприглаженные волоски на макушке. А перед этим скульптор, дабы позабавить моих коллег из визуального цеха, сделал из меня гоблина. Теперь я знаю, что такое шарж XXI века. Вероятно, на основе схожей технологии будут построены и современные «комнаты смеха». «Ну, все, модель готова, — сообщил дизайнер, — можете идти в цех гравировки. Там каждую из 150 тысяч точек модели лазер превратит в микропузырек». Подождите, а почему моя цифровая голова в мегабайтах весит меньше, чем у той блондинки, лицо которой вы редактировали передо мной?!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выжигатель лиц

Несмотря на то, что лазеру нужно выжечь тысячи пузырьков, третий и заключительный этап — самый короткий. Мой портрет в объеме стеклянного кубика размером 50x50x80 мм был нарисован менее чем за минуту! Для получении изображения лазерный луч специальной системой линз сначала расфокусируется, а потом собирается в одну точку внутри стекла. В результате плазменного микровзрыва получается сфера диаметром менее 0,01 мм.

В то время как лазер «расстреливал» стекло горячей зеленой точкой, на дисплее прибора можно было следить за созданием образа по трем его проекциям — занимательное действо. В отличие от традиционного бюста погладить себя по голове не получится, но зато можно быть уверенным, что внутри кубика я настоящий, без прикрас. Ведь дизайнер при мне редактировал цифровую модель. Впрочем, по моей трехмерной модели можно создать и настоящий бюст, без стекла. Для этого применяются трехмерные принтеры. Такие можно встретить в различных дизайнерских бюро, и стоят они пока безумно дорого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что дальше? Трехмерная фотография открывает широкие перспективы. Например, свою трехмерную голову наверняка скоро (если уже не сейчас) можно будет «засунуть» в компьютерную игру. И тогда ваш игрок будет выглядеть в точности как вы сами. Пластическая хирургия, которая становится все более популярной, тоже, вероятно, будет невозможна без трехмерных технологий. Обратившись к имиджмейкеру будущего, женщина сможет путем редактирования своей 3D-модели найти наиболее подходящий для себя образ. Ну а главная примечательность этой технологии состоит в том, что с ее помощью можно сохранить все знаменитые скульптуры мира: 3D-сканеры создадут их цифровые копии, и в случае чего шедевры всегда можно будет точнейшим образом восстановить. Так что Венера Милосская в наше время не осталась бы без рук, а Ника Самофракийская — без головы. В музеях Европы большинство скульптур уже «оцифровано», а скоро и творения российских скульпторов получат свои компьютерные модели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что же до моего кубика, то пока этот занимательный артефакт эпохи первоначального накопления трехмерности стоит на моем рабочем столе, вызывая противоречивые отзывы сотрудников. Одни видят в нем стильную игрушку, других пугает сама возможность быть замурованным в стекле. Наверное, так же противоречиво в начале ХХ века воспринимали телефонные аппараты...