У каждого из нас в раннем детстве был персональный транспорт — детская коляска. Выйдите в парк и присмотритесь — современные малыши передвигаются в совершенно других устройствах.

Хит сезона — три колеса. Реклама утверждает, что трехколесные коляски — это спортивный стиль. Прямо как с автомобилями — купи Porsche, почувствуй себя спортсменом. Только вот пробежаться, как на рекламной картинке, с трехколесной коляской вряд ли получится. Как, впрочем, и сбросить пивной живот за рулем шикарного Porsche.

Три — лучше, чем четыре?

Основная причина, по которой покупают трехколесные коляски, — безусловно, мода. Однако логика в этом тоже присутствует. Во‑первых, трехколесная коляска легче четырехколесной, хотя бы за счет отсутствия одного колеса. Во‑вторых, рама такой коляски складывается более компактно, что немаловажно при хранении и перевозке. И в-третьих, трехколесная коляска более маневренна.

Рама

Самая дорогая часть — рама, цена которой превышает половину стоимости современных колясок. Обычно под готовую раму можно выбрать целый набор верхних частей: спальные люльки и прогулочные кресла. Большинство рам предусматривает также установку напрямую или через специальные адаптеры детских автомобильных кресел, обычно выпускаемых голландской компанией Dorel под брэндом Maxi-Cosi.

Все ответственные части рамы, включая шарниры, по возможности должны быть металлическими. Чаще всего трехколесные рамы изготавливаются из легких и прочных алюминиевых сплавов. Что бы ни говорили продавцы — пластиковые детали в российских условиях вряд ли смогут прожить долго.

Что роднит трехколесные рамы со спортивными автомобилями, так это подвеска — и там и там она жесткая. Если вы предпочитаете плавный ход, как в американских машинах, — ничто не сравнится с классическими четырехколесными подрессоренными колясками. В трехколесных же рамах амортизация осуществляется только за счет пневматических колес, как в дорожном велосипеде. Поэтому при покупке коляски надо обратить внимание на размер колес — чем они больше, тем лучше.

Колеса

Самая интересная и сложная часть таких колясок — переднее колесо. Оно обязательно должно быть поворотным, иначе все преимущество в маневренности сходит на «нет» — для поворота придется сильно давить на ручку, приподнимая переднее колесо. С другой стороны, поворотное колесо имеет недостаток — при ускоренной езде оно входит в резонанс и коляску начинает «бить». Этот эффект особенно заметен при пересечении проезжих дорог. Поэтому у приличных моделей на этот случай предусмотрены стопоры переднего колеса.

Особое внимание следует обратить на подшипники в колесах — именно они отличают качественные коляски, способные прослужить год и более, от дешевых подделок. В дешевых моделях вместо подшипников стоят латунные втулки, которые быстро изнашиваются. Через пару месяцев такие коляски становятся похожи на косолапых медведей или начинающих фигуристов на разъезжающихся коньках.

Тормоза

На современные коляски ставят почти автомобильные тормоза — встречаются даже дисковые, какими могут похвастаться не все машины. Как и в автомобиле, тормоза двух типов: стояночный и рабочий. Со стояночным все понятно — он блокирует задние колеса на стоянке. А вот на работу основного надо обратить особое внимание — он должен притормаживать задние колеса. Иногда встречаются модели с подтормаживанием переднего вращающегося колеса — ничего, кроме проблем, такая конструкция не принесет.

Ручки

Многие современные коляски имеют шарнирную верхнюю часть ручки — коляска одним движением подстраивается под рост мамы, папы или бабушки. К тому же при складывании рамы шарнир позволяет сделать собранную конструкцию еще более компактной. Однако за все нужно платить — именно шарниры являются одной из самых хрупких частей коляски, к тому же дорогостоящей — ремонт может доходить до $1000 и занять много времени. Поэтому при покупке не поленитесь спросить, какая гарантия дается именно на шарнир. По причине хрупкости шарнира многие производители в последнее время стали применять более прочные телескопические ручки, которые выдвигаются из основной рамы.

Три в одном

Практически все производители позиционируют свои коляски как универсальные, на все случаи жизни: на раму можно установить и люльки, и прогулочные и автомобильные кресла. Что, мягко говоря, не соответствует действительности. Мощные рамы с большими колесами позволяют установить полноразмерную люльку и сидячее кресло, расплачиваясь за это своей массой и размерами — они никогда не смогут заменить легкие прогулочные сидячие коляски-трости. Существуют некие промежуточные варианты, которые мы бы не рекомендовали — в них ставятся очень маленькие облегченные люльки, из которых ребенок быстро вырастает, и в прогулочном варианте они не конкуренты «тростям» ни по весу, ни по размерам с сложенном состоянии.

Говоря о компактности, трудно обойти голландскую, опять же трехколесную, модель Quinny Zapp, завоевавшую кучу наград по всему миру за дизайн. Если увидите ее в магазине, просто ради любопытства попросите продавца показать, как она складывается. Гарантируем, вы будете поражены, как такая довольно большая коляска превращается несколькими движениями в миниатюрный брусок.

А четыре — лучше

Значит ли все это, что дни четырехколесных колясок сочтены? Вовсе нет. Мало того, если вам нужна действительно качественная вещь, с отличной амортизацией и максимумом комфорта, — это будет, безусловно, именно четырехколесная модель. Мало того, самые престижные брэнды на этом рынке — итальянские Peg Perego и Inglesina, немецкие Gesslein и Teutonia — за редким исключением выпускают именно четырехколесные коляски и на сбыт не жалуются. А что касается недостаточной поворачиваемости… Испанская компания Bebecar и голландская Mutsy уже выпускают четырехколесные коляски с поворотными колесами. Но это, как нам кажется, все-таки неспортивно.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2005).