Корабль императора: как восстанавливают «Полтаву»

Крошечный ботик, с которого начинались первые флотские опыты знаменитого русского императора, можно увидеть, как известно, в Переславле-Залесском.
Олег Макаров
10033

А где можно посмотреть на большие боевые корабли, построенные при Петре и громившие шведский флот при Гангуте и Гренгаме? Нигде. Увы, от них остались в лучшем случае небольшие, поднятые со дна моря обломки. В целости и сохранности не осталось ничего.

  • Так выглядят останки линейного корабля «Портсмут», найденные на дне Финского залива во время дноуглубительных работ. Это наглядный памятник корабельных технологий прошлого.
    Фото
    Так выглядят останки линейного корабля «Портсмут», найденные на дне Финского залива во время дноуглубительных работ. Это наглядный памятник корабельных технологий прошлого.
На территории яхт-клуба в Лахте (Санкт-Петербург) под навесом лежит несколько обточенных морем деталей русского линейного корабля «Портсмут». Его построили в Голландии по заказу Петра I, он верно служил русскому флоту, но однажды погиб, налетев на мель. И вот все, что удалось поднять со дна. Зато в нескольких метрах от останков «Портсмута» уже второй год реализуется уникальный проект. Здесь в большом крытом помещении на стапелях рождается историческая реплика линейного корабля IV ранга «Полтава», построенного в 1712 году на Адмиралтейских верфях при личном участии Петра и названного в честь знаменитой победы над шведами. Достаточно войти в полутемный цех, где стоит необычный терпкий аромат пиленого дуба, чтобы понять: нас ожидает что-то грандиозное. «Полтава» — далеко не ботик, это корабль водоизмещением более 1000 т.

Вдохновленные гравюрой

Возрожденная «Полтава» станет частью музейного комплекса, включающего в себя Морской музей и Музей морской археологии. Комплекс создается в рамках территории, примыкающей к новому высотному офису «Газпрома», что строится тут же, в Лахте, поэтому и главным спонсором проекта «Полтава» является тот же «Газпром». Однако, несмотря на наличие такого влиятельного спонсора, реконструкция петровского корабля оказалась делом сложным и небыстрым. Для начала надо было просто выяснить, возможна ли она в принципе. Строго говоря, от исторической «Полтавы» не осталось ничего достоверного, кроме изображения на гравюре голландско-русского художника Питера Пикарта. Энтузиастам проекта пришлось углубиться в исследования, начало которым было положено еще судомоделистами. Удалось найти так называемую построечную ведомость, которую вел Феодосий Скляев — главный строитель «Полтавы». Касалась ли ведомость конкретно «Полтавы» — неизвестно, однако речь шла также о 54-пушечном линейном корабле. В этот документ записывали размеры всех деталей, которые в ходе строительства устанавливали на корабль. Нашелся и простой, без особых деталей, чертеж. Хорошим подспорьем стали «каноны», в которых описывалось соотношение размерений кораблей Петровской эпохи.

Иными словами, при отсутствии достоверных чертежей именно «Полтавы» в распоряжении конструкторов оказалось значительное количество материалов, описывающих технологии строительства подобных кораблей. Началось проектирование, которое продолжается и сейчас, когда корабль уже строится. «Делать такое судно сразу в 3D было бы очень тяжело, — говорит главный конструктор «Полтавы» Олег Кробкин. — Вместо этого деталь сначала рисуется в плоских чертежах, а затем я строю ее 3D-изображение и вставляю в постепенно складывающуюся модель. Заодно можно проверить, пока деталь еще не выполнена в дереве, насколько хорошо она сопрягается с остальной конструкцией».

  • К проектированию «Полтавы» можно лишь с большой натяжкой применить термин reverse engineering. У конструкторов не было материальных образцов, которые они могли бы превращать в чертежи и 3D-модели. Фактически каждая деталь конструировалась заново и лишь затем вставлялась в трехмерную компьютерную модель.
    К проектированию «Полтавы» можно лишь с большой натяжкой применить термин reverse engineering. У конструкторов не было материальных образцов, которые они могли бы превращать в чертежи и 3D-модели. Фактически каждая деталь конструировалась заново и лишь затем вставлялась в трехмерную компьютерную модель.
  • Использование программы 3D-проектирования позволяет избежать многих ошибок. В виртуальном пространстве можно проверить правильность сопряжения разных деталей и продумать последовательность сборочных операций.
    Использование программы 3D-проектирования позволяет избежать многих ошибок. В виртуальном пространстве можно проверить правильность сопряжения разных деталей и продумать последовательность сборочных операций.

Больше дуба!

Предварительно объявлено, что «Полтаву» спустят на воду через два года и еще год уйдет на ее достройку. Но будет ли она ходить в море? «Официально, — говорит главный строитель корабля Михаил Плеханов, — мы строим стоечное судно, место которого у берега. Дело в том, что совместить современные требования по безопасности мореплавания с аутентичными технологиями XVIII века практически невозможно. Это касается непотопляемости, остойчивости, пожаробезопасности. Но при этом по функциональности «Полтава» купирована не будет. Мы делаем ее так, чтобы она могла ходить в море, и, возможно, при условии каких-то специальных мер безопасности, это однажды произойдет».

Одна из главных проблем строительства… строительный материал. Да, древесины у нас в стране много, но кораблю нужен дуб, да не просто дуб, а мощные прямые стволы высотой примерно 12 м. Найти древесину такого стандарта крайне сложно: поставщики предлагают 3−6-метровые стволы — из них получается прекрасный паркет. Дуб нужных размеров добывается по чуть-чуть — в Саратовской, Брянской, Воронежской областях и других регионах России. Покупать за рубежом безумно дорого. На сегодняшний день стройка поглотила порядка 1100 дубовых стволов, и еще необходимо раздобыть примерно вдвое больше.

  • Постройка «Полтавы» идет бок о бок с проектированием. Пока конструкторы решают вопрос, каким образом будут сопрягаться детали на корме, корабль уже получил килевую балку и более половины из 46 шпангоутов. Строители говорят: сделано пока около 10% работы.
    Постройка «Полтавы» идет бок о бок с проектированием. Пока конструкторы решают вопрос, каким образом будут сопрягаться детали на корме, корабль уже получил килевую балку и более половины из 46 шпангоутов. Строители говорят: сделано пока около 10% работы.
  • Пока продольные связи между шпангоутами не установлены, эти габаритные тяжелые детали надо каким-то образом фиксировать. До установки бимсов форму шпангоутам помогают сохранить шергеня — специальные поперечные балки. На шергенях монтируются рабочие площадки.
    Пока продольные связи между шпангоутами не установлены, эти габаритные тяжелые детали надо каким-то образом фиксировать. До установки бимсов форму шпангоутам помогают сохранить шергеня — специальные поперечные балки. На шергенях монтируются рабочие площадки.
  • Поскольку вырезание деталей из дубовых бревен и досок — задача не вполне тривиальная, конструкторы включают в отправляемые в цех чертежи примерные очертания заготовок с контуром будущей детали. При распиле древесины применяются современные средства.
    Поскольку вырезание деталей из дубовых бревен и досок — задача не вполне тривиальная, конструкторы включают в отправляемые в цех чертежи примерные очертания заготовок с контуром будущей детали. При распиле древесины применяются современные средства.
Склеивать детали из коротких стволов строители не хотят — это сказалось бы на аутентичности технологий. «Старинных технологий строительства кораблей мы стараемся придерживаться по максимуму, хотя, конечно, некоторые отступления присутствуют, — говорит Михаил Плеханов. — Например, в петровские времена больше использовали нагеля и меньше — железный крепеж, сейчас мы отдаем предпочтение металлу. Другой пример: при Петре, для того чтобы согнуть доску, ее отжигали, снимали внутренние напряжения на открытом огне. Мы для этих целей приобретаем парогенератор — процесс тот же, но с паром работать удобнее. Для распила наших бревен мы используем современный инструмент — пилорамы, бензопилы, станки. Но это и все. А когда нам придется заняться такелажем, роль ручного труда еще возрастет».

Ничего, кроме салюта!

Поскольку речь идет о военном корабле, отдельная тема реконструкции «Полтавы» — это ее вооружение. Но если на историческом прототипе было 54 пушки, то на реконструированной реплике… не будет ни одной. То, что делается в рамках проекта, хоть с виду ничем не отличается от пушек времен Северной войны, официально называется «салютными устройствами». Внутри «пушки» имеют полости, препятствующие стрельбе серьезными зарядами. Корабельные орудия смогут работать только в режиме хлопушек.

  • Часть орудий «Полтавы» (а точнее, салютных устройств) уже отлита на Ижорском и Кировском заводах. Корабельные станки выполнены из дуба по архивным описаниям. Оковку станков не доверили промышленности — ей занимались два кузнеца из расположенной по соседству кузницы.
    Часть орудий «Полтавы» (а точнее, салютных устройств) уже отлита на Ижорском и Кировском заводах. Корабельные станки выполнены из дуба по архивным описаниям. Оковку станков не доверили промышленности — ей занимались два кузнеца из расположенной по соседству кузницы.
  • Внутри пушки имеют полости, что не только препятствует использованию орудий для стрельбы ядрами, но и делает их легче.
    Внутри пушки имеют полости, что не только препятствует использованию орудий для стрельбы ядрами, но и делает их легче.

Однако, не идя на конфликт с законом в части изготовления огнестрельного оружия, в остальном авторы проекта придерживаются принципа исторической достоверности. «Развитие металлургических технологий на Западе и в России, — рассказывает руководитель отдела научных исследований Филипп Богданов, — привело к возникновению пушек «новых пропорций», то есть позволило увеличить калибр орудий, не увеличивая их вес. За счет этого на «Полтаве» появились более тяжелые орудия калибром 18, 12 и 6 фунтов. Шестифунтовые пушки отливались из бронзы, устанавливались на квартердеке и стреляли книппелями — двумя небольшими ядрами, соединенными цепью. 12- и 18-фунтовые орудия отливались из чугуна и применялись для разрушения корпусов кораблей. Воссоздать внешний вид орудий помогли архивные материалы, в частности чертежи самого Кристиана Отто — шведа на российской службе, который ведал при Петре I пушечным производством».

Статья «Корабль императора» опубликована в журнале «Популярная механика» (№143, сентябрь 2014).

Комментарии