Изобретение века: как устроен и как работает печатный станок Гутенберга

Многие примерно представляют себе как работает современный печатный станок. Но его далекий европейский предок, печатный пресс Гутенберга, имеет довольно мало общего со своим потомком. О технике работы на этом старинном устройстве мы сегодня и поговорим.
Изобретение века: как устроен и как работает печатный станок Гутенберга
GettyImages

Принято считать, что первопроходцем книгопечатания в Европе был Иоганн Гутенберг, собравший первый станок в середине 1440-х годов на основе винодельческого пресса. Конечно, после этого технология многократно совершенствовалась, но сегодня мы можем наглядно увидеть работу того самого устройства благодаря Музею истории печати в Крэнделле.

Нажми и смотри

Первым делом мастер смазывает чернилами (на масляной основе, чтобы не стекали с металла) специальные пресс-подушки, обитые гусиной кожей. Важно равномерно распределить жидкость по всей рабочей поверхности, иначе некоторые буквы не отпечатаются или расплывутся. После этого точными вертикальными движениями чернила наносятся на печатную заготовку — таблички с вырезанным на них текстовым трафаретом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующий этап — непосредственно печать. Бумага в эпоху Средних веков была очень дорогой, поэтому печатники нередко использовали в качестве материалов для страниц папирус или тонко выделанную кожу. Закрепив лист бумаги, мастер плотно прижимает его к трафарету и при помощи рычажного механизма опускает пресс. После этого остается лишь снять готовый лист с текстом, разрезать его на страницы и повторить процесс.

Такой тип книгопечатания не только медленный сам по себе, но еще и требует значительной концентрации на каждой стадии, а также приложения физических усилий — крутить рычаги пресса целый день весьма утомительно. Не будем забывать про то, что переплеты тоже изготавливали вручную, что делало книги редким и весьма дорогим товаром, который в XV веке мог позволить себе далеко не каждый. Впрочем, мы должны лишний раз поблагодарить Гутенберга за его труд, — ведь именно благодаря его изобретению литература в итоге получила такое массовое распространение.