Шеф-повар, винтовая лестника и спальные места: чем удивлял иностранцев авиалайнер Ту-114

​​​​​​​ К середине 1950-х авиационная промышленность СССР окрепла настолько, что решила на равных побороться за место на международных авиалиниях. На равных? Нет-нет – советские авиаторы хотели поразить буржуев размахом и роскошью, чтобы ихние «Боинги» и «Локхиды» позеленели от зависти.
Шеф-повар, винтовая лестника и спальные места: чем удивлял иностранцев авиалайнер Ту-114
Уголок неба
Содержание статьи
В 1959 г. в воздух поднялся первый отечественный дальнемагистрал Ту-114.

Опыта создания машин такого класса у туполевской команды еще не было. Как раз недавно они закончили работу над реактивным авиалайнером Ту-104, но новая машина должна была на голову превосходить его.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ту-104 должен был работать на линиях средней дальности внутри СССР и летать в небогатую Европу.

Напротив, целью Ту-114 были Япония, Куба и другие заморские и заокеанские страны. Но главное – Штаты, идеологический противник и проводник всей идеологии капитализма. Именно американцев советский самолет должен был морально раздавить.

Без двух метров аэробус

При длине фюзеляжа более 54 м, Ту-114 стал самым большим пассажирским самолетом в мире.

В принципе, он мог бы стать еще и первым широкофюзеляжным авиалайнером задолго до Boeing 747. Конструкторы рассматривали несколько вариантов фюзеляжа, один из которых в диаметр достигал 6,2 м – всего на 30 см меньше, чем у будущего американского «Джамбо». Но в итоге остановились на размере 4,2 м, тоже довольно большом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двухпалубный, со своим рестораном

Ту-114 обед стюардесса
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большой размер позволил в фюзеляже Ту-114 обустроить две палубы. На нижней располагались не только багажные отсеки, но и полноценная кухня, где прямо в полете шеф-повар готовил свежие обеды, и комнаты отдыха для экипажа.

Соединяла нижнюю палубу с верхней настоящая винтовая лестница.

Получите белье и спокойной ночи

Пассажирский салон Ту-114 мог выполняться в разных уровнях комфорта с вместимостью от 120 до 224 человек. В наиболее комфортном в хвосте обустроили четыре купе со спальными местами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Спальное купе Ту-114
DreamAir

Шумный бизнес-класс

Наиболее интересна средняя часть салона. Здесь предполагалось обустроить бизнес-класс: пассажиры сидели лицом друг к другу, а между ними был столик с настольной лампой. Однако средняя часть оказалась наиболее шумной из-за соседства двигателей, поэтому чаще ее использовали как воздушный ресторан с буфетом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна фишка, которой нет в современных самолетах – это просторные туалеты, делившиеся на мужские и женские.

Авиалайнер Ту-114
Авиация, понятная всем

Не вписался в стандарт

В отличие от реактивных западных аналогов, Ту-114 был турбовинтовым, унаследовавшим силовую установку от бомбардировщика Ту-95, с огромными винтами диаметром 5,6 м. Учитывая, что он был еще и низкопланом, стойки шасси пришлось сделать экстремально высокими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из-за этого стандартные трапы до его дверей не доставали, а аэродромные тягачи других стран не могли с ним работать. Поэтому в каждый аэропорт, куда начинали летать 114-е, привозили специально под этот лайнер разработанную аэродромную технику.

Трап у самолета Ту-114
Лев Поликашин | Медиабанк РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такой большой, что нельзя

Еще до того, как Ту-114 вышел на гражданские авиалинии, и даже раньше, чем он прошел весь цикл испытаний, глава СССР Никита Хрущев решил нанести визит в США на этой машине. Не только факт визита, но и сам самолет произвел огромное впечатление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Никита Хрущев Ту-114
Блокнот Самара

Вот как его описывал журналист издания Christian Science Monitor, присутствовавший в аэропорту: «Сам самолет был свидетельством мощи. Это самый крупный воздушный лайнер в мире, настолько широкий, что не может поместиться на обычной рулежной дорожке, настолько высокий, что требует специального алюминиевого трапа, настолько большой, что его нельзя развернуть на главной взлетной дорожке аэродрома Эндрюс...»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Не может поместиться», «нельзя развернуть» – крут, крут, ничего не скажешь. Настолько крут, что не очень-то удобен в повседневной жизни (кстати, недавно Boeing по тем же причинам перестал выпускать легендарный 747-й). Поэтому Ту-114, при всех его достоинствах, был выпущен в количестве всего 33 единиц, а после него советские авиаконструкторы начали создавать более скромные и практичные машины.