Портрет на фоне: Китайский J-20 и российский СУ ПАК ФА

Создание J-20 ознаменовало важнейший успех китайской авиационной промышленности. И дело вовсе не в том, что официальная китайская пресса именует его истребителем 5-го поколения. Это первый военный самолет, созданный в Китае, у которого нет прямого прототипа. Скептикам стоит напомнить, что советских авиаконструкторов обвиняли в плагиате вплоть до середины 1980-х
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые сведения в российской печати о том, что в Китае ведется разработка нового истребителя 5-го поколения, появились летом 2009 года. Тогда считалось, что им станет J-10B с двумя двигателями. В декабре того же года во время визита в Москву китайская делегация затронула тему закупок двигателей для нового тяжелого истребителя. Стало очевидным, что в Китае ведутся работы по созданию принципиально новой машины.

Самолет проектируется под руководством конструктора Янг Вея в Chengdu Aircraft Corporation (CAC), в которой до этого были разработаны FC-1 и J-10. Для справки, Янг Вей получил высшее образование в 19  лет, а уже в 35 стал главным конструктором.

От одного раунда переговоров к другому росло понимание вопроса китайскими товарищами  - и их запросы. Стало известно, что новый истребитель проектируется под два двигателя тягой на режиме полного форсажа в 14 тс. Детали переговоров, появившиеся в сети, анализ поставок деталей АЛ-31 в Китай, а также фотографии J-20 позволяют сделать интересные выводы о конструкции самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мотор с разборки

Моторов собственной разработки с требуемым классом тяги у Китая нет. Для самолетов Ил-76 импортируются двигатели Д-30 производства НПО «Сатурн», но это бесфорсажный мотор. В принципе, китайцы могут самостоятельно модернизировать его, чтобы получить более современный аналог двигателя Д-30Ф6 с форсажной камерой. Бесфорсажная тяга такого мотора может составить 9,5−10 тс, форсажная — 16−16,5 тс. Не исключено, что размеры мотогондол J-20 позволяют установить на самолет столь крупные двигатели. Данных о проведении таких работ нет, зато нарастает активность Китая в другом направлении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Китайцы покупают в виде россыпи лопатки и диски турбин, покрывные диски, жаровые трубы для АЛ-31Ф (изделия 99В и 39). Количества закупаются явно не ремонтные: сумма поставок достигает $100 млн в год. В Россию из Китая не возвращается ничего, не поступает никаких рекламаций. Все агрегаты и блоки остаются на прекрасно оснащенном ремонтном заводе «Лимин» и там восстанавливаются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ближайшее время Китай планирует также закупить на ММПП «Салют» 250 обычных двигателей АЛ-31ФН (изделие 39). Есть сведения о попытках китайцев разработать собственные компрессоры низкого (КНД) и высокого (КВД) давления для двигателей класса АЛ-31. Приделав к газогенератору АЛ-31ФН (изделие  39), собранному на основе поставляемой из России россыпи деталей, вновь разработанный КНД увеличенной производительности по расходу воздуха, с большей степенью повышения давления, в Китае потенциально могут получить до 15,5 тс тяги на полном форсаже и 9 тс максимальной тяги на бесфорсажном режиме.

Двигатели должны будут закупаться со всеракурсным соплом с управлением вектором тяги (УВТ) типа КЛИВТ совместной разработки ММПП «Салют» и НПО им. Климова. Применение всеракурсного УВТ на двухдвигательном самолете, по мнению китайцев, поможет преодолеть родовую болячку Су-30 МКИ — сваливание на хвост в низкоскоростных маневрах с большими углами атаки и крена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Плюс всеракурсного УВТ в российском исполнении состоит в том, что сопла могут поворачиваться несимметрично и незеркально. К примеру, одно сопло может отклоняться в то время, как второе стоит ровно. Это расширяет возможности повышения маневренности. Запрашиваемые китайцами параметры угла поворота и скорости перекладки сопла говорят о том, что они собираются использовать УВТ для газодинамического управления самолетом — например, для снижения балансировочного сопротивления или повышения путевой устойчивости. Это подтверждает и цельноповоротное вертикальное оперение относительно небольшого размера.

Электронный концепт-план

Глядя на размеры самолета, сравнительно небольшое крыло и выбранные для него двигатели, трудно поверить, что это истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Тяга двигателей в 14 тс недостаточна для достижения тяговооруженности, сопоставимой с другими истребителями 5-го поколения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По-видимому, речь идет о носителе агрегатов и демонстраторе технологий. Самолет имеет длину, сравнимую с С-37 или МиГ-1.42. Осведомленные специалисты прозвали предшественника «Дракона» J-10 за его не самые выдающиеся маневренные качества «зубилом». J-20 еще дальше ушел от концепции легкого маневренного самолета с расширенными ударными функциями, каким был израильский LAVI, послуживший прототипом для J-10. Таким образом, скорее всего речь идет о развитии линии многоцелевых самолетов J-8II — J-9. И надо признать, что в этом направлении Китай сделал огромный шаг вперед.

На J-20 решили опробовать целый ряд новинок, появившихся на западных самолетах 4 и 5-го поколений. Например, в перспективе самолет будет оснащен электрической системой дистанционного управления (ЭДСУ) без дублирующей механической или гидравлической системы. Все электрические системы и бортовое оборудование планируется объединить сетью Ethernet. Личность руководителя проекта Янг Вэя отчасти объясняет это смелое и весьма спорное техническое решение. Управленец по квалификации, он до тонкостей понимает такие вещи, как информационный протокол. Ряд систем и элементов, например беспереплетный фонарь, уже изготовлены на серийном оборудовании. Правда, пока непонятно, какова прочность данного фонаря.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Под крыльями J-20 видны большие обтекатели гидравлических приводов аэродинамических поверхностей, похожие на такие же обтекатели у МиГ-1.42. Их размеры позволяют предположить, что гидросистема J-20 работает на давлениях 21−28 МПа.

В ходе переговоров китайская делегация высказала пожелание закупить двигатели АЛ-31 новой серии с вдвое более мощной коробкой самолетных агрегатов. Мощность КСА в 500 кВт свидетельствует о повышении энергоемкости борта. Предполагаемый режим работы со скачкообразным ростом потребляемой мощности (общей продолжительностью 1 минута, два раза за полный ресурс двигателя) наводит на мысль о применении на J-20 мощной активной системы радиоэлектронного противодействия или создания эффекта малозаметности в различных диапазонах длин волн при помощи электромагнитных излучателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Утка — не птица

С точки зрения аэродинамики самолет оставляет противоречивое впечатление. Китайские конструкторы явно задались целью скрупулезно следовать правилу площадей, что необходимо для снижения волнового сопротивления на сверхзвуковых скоростях, и максимально обжали гаргрот фюзеляжа за фонарем кабины. Но также просматривается желание выделить достаточно места для большого отсека вооружений между каналами воздухозаборника вблизи от центра тяжести. При этом не очень понятно, где у J-20 расположены топливные баки. Возможно, большая дальность ему и не требуется: до Тайваня от Китая не так далеко.

Выбранная для J-20 балансировочная схема «утка» с разнесенными на большое расстояние передним горизонтальным оперением (ПГО) и высоко расположенным крылом в наибольшей степени заслуживает критики. На современных самолетах схема «утка» в чистом виде давно не применяется. Причина в органически присущем ей недостатке, известном под названием «тенденция к клевку» на критических углах атаки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В настоящее время встречаются две основные разновидности продольной балансировочной схемы с ПГО. Первая — «утка» с близко расположенным передним оперением, или, как ее еще называют, «биплан-тандем». По такой схеме построены шведские истребители фирмы SAAB. Вторая — «бесхвостка» с дополнительным ПГО. Близко расположенное ПГО в некоторой степени эквивалентно корневому наплыву крыла, поскольку также препятствует смещению аэродинамического фокуса (точки приложения равнодействующей аэродинамических сил) назад. Кроме того, оно увеличивает подъемную силу крыла на больших углах атаки. Применение близко расположенного ПГО на малозаметных самолетах может быть оправданным, поскольку позволяет сделать все передние кромки несущих поверхностей параллельными друг другу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако на J-20 ничего этого нет. ПГО разместили таким образом, чтобы максимально высвободить место под отсеки вооружений в центральной части фюзеляжа, в районе центра тяжести. Такое же решение использовано на С-37, но там крыло имеет обратный угол стреловидности. У J-20 ПГО имеет отрицательный начальный угол установки, а  также небольшой положительный поперечный угол крыла. Последнее предотвращает попадание вихревых жгутов, имеющих пониженное давление, под высоко расположенное основное крыло. В результате передние и боковые кромки крыла и ПГО оказались не параллельными друг другу, что противоречит идеологии «стелс». Таким образом, желание выделить побольше места под отсек вооружений привело к неоптимальному сочетанию схемы высокоплана с продольной балансировочной схемой «утка». С другой стороны, увеличение отношения длины фюзеляжа к его миделю примерно на 20% по сравнению с Т-50 и F-22 непосредственно указывает на желание улучшить аэродинамические характеристики самолета на небольших сверхзвуковых скоростях и одновременно увеличить его транспортную эффективность. Все это вместе говорит в пользу того, что мы имеем дело с перехватчиком, второй функцией которого, судя по всему, является атака авианосных соединений. Невысокая тяговооруженность, а также сравнительно небольшое по площади крыло, сильно смещенное назад, не позволяют надеяться не приемлемую маневренность в воздушном бою.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пятерка с минусом

Проектировщики попытались применить ряд модных технических решений, чтобы сделать самолет похожим на представителя 5-го поколения: воздухозаборник с разворотом пограничного слоя, автоматически отклоняемые цельноповоротные кили, поверхности предварительного сжатия потока в носовой части фюзеляжа.

Для сравнения напомним, что позволяет отнести к самолетам 5-го поколения американский F-22 «Раптор» и российский Су ПАК ФА (T-50). У «Раптора» это высокая скорость выхода на продольную и поперечную перегрузку (в два раза лучше, чем у F-16), управляемый вектор тяги, интегрированный с системой управления самолетом. Автоматическое отклонение плоского сопла существенно расширяет запас управляемости по углу атаки, а также увеличивает скорость вращения вокруг вектора скорости на больших углах атаки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

F-22 также имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, которая достигается на бесфорсажном режиме работы двигателя. И конечно, F-22 труднообнаружим для бортовых радиолокационных станций самолетов 4-го поколения, что неоднократно было продемонстрировано на учениях. Таким образом, американским специалистам удалось создать самолет, существенно превосходящий в ближнем воздушном бою истребители 4-го поколения  F-16 и F-15.

На российском Т-50 применен весь арсенал последних достижений аэродинамики и динамики полета. Это и управляемые сверхзвуковые воздухозаборники с пространственным сжатием потока, хорошо работающие как на больших углах атаки, так и при больших углах скольжения. И маленькие цельноповоротные кили, автоматически отклоняющиеся для обеспечения путевой устойчивости. И подвижные части наплыва крыла; оригинальная схема горизонтального оперения, утопленного в крыло; оптимальное разнесение двигателей со всеракурсными соплами. Все это вкупе с большим количеством подвижных аэродинамических поверхностей обеспечивает непосредственное управление аэродинамическими силами по всем координатам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сочетание оптимального распределения площадей по длине самолета с эффективными управляемыми воздухозаборниками обеспечивает Т-50 высокую сверхзвуковую крейсерскую скорость, которая, по оценкам, может достигать М = 1,8 (М — число Маха, равняется отношению скорости полета к скорости звука). Двигатель 117, установленный на российском самолете, по сравнению с АЛ-31Ф имеет увеличенную до 15 тс тягу на форсаже. На нем применены новый КНД с расходом воздуха 123 кг/с, новая турбина и другие узлы, имеющие улучшенные характеристики. Расход воздуха через воздухозаборник Т-50 ограничен величиной около 130 кг/с — следовательно, при увеличении диаметра вентилятора можно рассчитывать на достижение тяги 16 тс на чрезвычайном режиме. Рекордная тяговооруженность даже с двигателем первого этапа в сочетании с очень большой площадью крыла гарантируют Т-50 непревзойденную маневренность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На фоне конкурентов J-20 выглядит аутсайдером. Вероятно, на его компоновку оказали сильное влияние российские экспериментальные самолеты МиГ-1.42 и С-37. Сравнение оформления хвостовых частей J-20 и МиГ-1.42 говорит о прямом заимствовании схемы, разработанной в ЦАГИ. Расположение верхних и нижних килей на выносных балках, идущих вдоль фюзеляжа, отличается от соответствующих схем 1.42 и Су-27 только углом развала. Следует отметить, что на всех новых самолетах от подфюзеляжных килей отказались, поскольку такая схема явно не соответствует современным представлениям о малозаметности.

Дорогу осилит идущий

Приведенный выше анализ показывает, что в случае с J-20 мы пока имеем дело с носителем агрегатов, предназначенным для демонстрации технологий. Это самолет, способный развивать сверхзвуковую скорость, но не предназначенный для длительных полетов с М> 1 на бесфорсажных режимах работы двигателей. Появившиеся в сети заявления, что на самолете установлен китайский двигатель WS-10 или WS-15, не соответствуют действительности: фотографии однозначно указывают на то, что на первом экземпляре J-20 стоит обычный АЛ-31ФН. В то же время воздухозаборники явно избыточного размера предполагают возможность установки в будущем двигателей с расходом воздуха более 130 кг/с. Следовательно, можно ожидать достижения максимальной скорости полета до М = 2.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аэродинамическая схема J-20 противоречива. Явно преобладает желание иметь крупный отсек вооружений, расположенный близко к центру масс самолета. Трудно представить, что получившаяся схема с недостаточной площадью крыла, рудиментами в виде подфюзеляжных килей и кромками ПГО, не параллельными передней кромке крыла, может оказаться маневренной и малозаметной.

С другой стороны, принятая схема без проблем позволит J-20 летать на больших углах атаки. Возможно, китайские специалисты надеются в будущем повысить маневренность самолета с помощью УВТ. Однако выбор всеракурсного сопла при столь близком расположении двигателей друг к другу представляется неэффективным. Хотелось бы знать, учитывали ли китайские специалисты такую проблему, как донное сопротивление. Взаимное влияние сверхзвуковых струй друг на друга может привести к сильным возвратным течениям в сторону донной части фюзеляжа и негативному влиянию на элементы конструкции самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на очевидные недостатки J-20, нужно признать, что Китай сделал огромный шаг вперед в развитии авиационной науки и техники. Исследования ведутся широким фронтом и сразу во всех направлениях. Складывается впечатление, что китайское руководство, не считаясь с затратами, задалось целью найти оптимальные пути развития путем перебора всех возможных вариантов. Так же действовали в СССР накануне Второй мировой войны. Сегодня Китай уже не закупает за рубежом тяжелые наземные вооружения, завтра он не будет покупать и самолеты. Темпы развития китайской авиационной промышленности впечатляют и заставляют задуматься.

rus-bhd
rus-bhd 25 Марта 2011, 13:03
Отмороз +1. Но, как было сказано, воздушных боев практически не было. Союзники тупо бомбят территории с 13 километров. Ф22 в этой ситуации разве что листовками может бомбить. Узконаправленность - основная проблема данного самолета. Андрухин клавиатуру поменяй, у теюя клавиши западают. И мозг, заодно...
16224455
16224455 25 Марта 2011, 12:03
Как что делать? Это ж боевые учения! Огромнейший опыт по наработке взаимодействия, как между наземными центрами так и между другими воздушными единицами. Гнали же B-2, хоть он там и не впень не вперся. И не боялись что собьют- а стоит он мрак(!!!) Как атомный подводный ракетоносец. При этом сами же вызнавали что на территории СССР даный "неведимка, прости господи:)" может лететь только в режиме следования рельефу местности т.е. так мог летать и B-1 Lancer. Но отличнейший B-1 не послали. Вывод: тренировались, мать их; ну и малость через СМИ пыль в глаза пустить надо было. "B-2 а-а-а.." томно вздыхаем как возбудившаяся малолетка: видимо такой результат должно вызывать оное действие у европейских союзников по НАТО. А чего ж тогда F-22 нету???
single777
single777 25 Марта 2011, 10:03
2 kilgortrout : Я ничего не утверждаю, а лишь цитирую ;-) Просто хотя бы просто проверили в боевых действиях. Вдруг его с "Иглы" или зенитки собьют :-) Кстати жалко, что ливийские войска вообще никакого сопротивления налетам не оказывают. Хоть ради приличия, хоть зениткой обычной ... Или это политика, показать какие они мирные ...
andrihomiak
andrihomiak 24 Марта 2011, 22:03
И хрен догониш!!!!
andrihomiak
andrihomiak 24 Марта 2011, 22:03
Ну чё вы все спорите за это г@вно(ПАК ФА) эх пятое поколение, пятое поколение, пятое поколение - да вы уже достали с етими спорами!!!!!!!!!!!!! :@:@:@:@:@:@:@:@ Да не какое оно не пятое ведь в пятом самое главное скрытность а она там говно, как показали тесты метка на радаре всего в два раза меньше за су-27 так как на Раптор на радаре по размерам с гусь!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Все это научно доказано!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Да и двигатель тут старый применён и на счот ф-16, да планировали совсем другой двигатель но, это было давно когда технологии были не такие как сейчас, а у нас всё старый движок, ну разве так можно А!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! А на рапторе движок огого попробуй тепловая ракета подлови!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Хрен сбьёш и найдёш!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
rus-bhd
rus-bhd 24 Марта 2011, 17:03
Отмороз, акститесь) Если у меня вышло цитирование Коппа, то непреднамеренно))) Всего лишь статья. Причем не от российких "экспертов". Ну да ладно. Касаемо современных баллистических ракет полностью поддерживаю - никогда в жизни она не попадет в авианосец, который перемещается в пространстве при желании с оооочень приличной скоростью. Но вопрос все же есть: ок, ракета идет по баллистической составляющей первые 4,5 пути, залетает в заданный район поражения, ищет цель (хз чем и как, хоть АФАР на нее поставят, не суть) и на последней "передовой" ступени на твердом топливе начинает коррктировать свой полет "прорывной" системой руления. Возможен такой вариант? Или, учитывая то, что она разделяющейся частью выпускает рой "птичек" с муляжами, которые сами уничтожают все авианосное крыло. По моему, на бумаге это реализуемо...
16224455
16224455 24 Марта 2011, 17:03
Дык, сам-же "TechInsider" писал год назад про китайскую "вундервафе" ракету DF-31A. Цитирую: "...способна с первого попадания уничтожить движущийся авианосец на расстоянии до 12 000 км. Ни одна российская ракета на такое не способна" А-а-а:))))!!! "Попмех" жжет!!! Даже черт с ним что самые лучшие баллистические ракеты имеют точность 200-500 м. Но авианосец- это ж движущаяся цель, за это время он может уйти в сторону миль на 10 и выйти даже из под радиуса ядерного поражения. Ракета- то баллистическая!!! Ув. журналисты технического издания- думайте что пишете. Этож не "Комсомолка". Против корабля ничего лучше, чем крылатая ракета еще не придумали. На то это и тактическое оружие. А баллистика- оружие против стационарных объектов. Против чего создается J-20? Против авианосцев? Тайваня? Хренава: против России, процентов 95% (тот же февральский выпуск 2010 года). Естесинна в теории. Все серьезное оружие последние лет 60 создается лишь в теории- но когда генералов обязательно спросили "против кого?", они должны были сказать страну. Думаю озвучивалась все-же сограничащая Россия, а не недосягаемые для J-20 США.
single777
single777 24 Марта 2011, 16:03
"Вести" тоже пишут про Ф-22 : "Бросающееся в глаза отсутствие в небе Ливии хваленого американского истребителя F-22 Raptor наводит военных экспертов на размышления, пишет defensenews.com. Аналитики утверждают: Raptor, созданный корпорацией Lockheed Martin, оставлен в глубоком запасе из-за неспособности устанавливать связь с другими самолетами коалиции, а также из-за ограниченной возможности поражать наземные цели." "... Большие проблемы у F-22 и с оружием класса "воздух-поверхность". Из всего арсенала данного класса Raptor может применять только 453-килограмовые бомбы с GPS-наведением, предназначенные для неподвижных целей. Для сравнения F-15E Strike Eagle может нести свыше 10 тонн различного оружия класса "воздух-поверхность". Согласно стратегии воздушного удара американских ВВС, Raptor должен сопровождать бомбардировщики B-2 во время выведения из строя вражеской ПВО. В то же время американское командование официально подтвердило, что ни один F-22 в Ливию не вылетал. "Я не вижу никаких предпосылок к тому, чтобы F-22 использовался в Ливии в качестве сопровождения B-2. Также ничто не указывает на возможность применения F-22 в Ливии в дальнейшем", - заявил официальный представитель африканского штаба ВВС США Эрик Хиллиард." http://www.vesti.ru/doc.html?id=438782
single777
single777 24 Марта 2011, 16:03
2 Сорвиголова "Ну, если он будет нести ТЯО то почему бы и нет." Ну я ТЯО любой героем будет ;-) Вопрос в том, влезет ли изделие в внутренние отсеки для вооружения ...
16224455
16224455 24 Марта 2011, 12:03
2 Сорвиголова. А-а-а!... (держусь за голову)! Ну включите же, наконец, логику!!! Кончайте давать ссылки на Коппа и прочий журналистский бред!!! ICNIA может вполне принимать те немногие сигналы, что посылает ей F-15, F-16, плюс много сверх этого. И работает она отнюдь не в одностороннем режиме. Впрочем, предположу, что такое нежелание показать F-22 в локальных конфликтах наводит таки на размышления; где-то читал что и базируещиеся на Аляске "Рапторы" стараются лишний раз не летать к росссийским границам, где имеются мощные наземные радиолокационные станции.
rus-bhd
rus-bhd 24 Марта 2011, 07:03
Доктрина решает все. Я не понимаю, нафига нужен такой самолет. С каким таким противником америкосы собираются встречаться в небе, уж не с нами ли? Пипец, причины неприменения 22 в Ливии: http://vpk.name/news/50943_ssha_obyasnili_neuchastie_f22_v_voennoi_operacii_v_livii.html
rus-bhd
rus-bhd 24 Марта 2011, 07:03
"Эээ ... Может я не очень понимаю в авиации ... Но не разные ли это задачи ? И не для совершенно разных ли аппаратов ?" Ну, если он будет нести ТЯО то почему бы и нет. Другой вопрос, - сколько их понадобится, чтобы атаковать авианосную группу хоть с определенной долей вероятности. Вообще, по данному самолету ничего не понятно. Понятно, что у него беспереплетеный фонарь, черный цвет и размеры больше, чем у Ф22 и Пак Фа. На том же ВПК люди, как я понял, относящиеся к летным профессиям писали, что на взлете и при посадке машина ведет себя очень нестабильно. Но выводы то сделаны по двум-трем запиям редкостно нехорошего качества. А по виду так очень похож на 1.44...
single777
single777 23 Марта 2011, 15:03
"Китайцы покупают в виде россыпи лопатки и диски турбин, покрывные диски, жаровые трубы для АЛ-31Ф (изделия 99В и 39) ... Все агрегаты и блоки остаются на прекрасно оснащенном ремонтном заводе «Лимин» и там восстанавливаются...." А реально ли восстановить эти элементы двигателя и как долго проработают эти восстановленные элементы ? "в перспективе самолет будет оснащен электрической системой дистанционного управления (ЭДСУ) без дублирующей механической или гидравлической системы. Все электрические системы и бортовое оборудование планируется объединить сетью Ethernet" То есть направленный ЭМИ нарушает всю систему управления ? "При этом не очень понятно, где у J-20 расположены топливные баки. Возможно, большая дальность ему и не требуется: до Тайваня от Китая не так далеко." Хотите сказать, что вся эта трудоемкая и дорогостоящая работа направлена лишь на то, чтобы подавить Тайвань ? "Все это вместе говорит в пользу того, что мы имеем дело с перехватчиком, второй функцией которого, судя по всему, является атака авианосных соединений." Эээ ... Может я не очень понимаю в авиации ... Но не разные ли это задачи ? И не для совершенно разных ли аппаратов ?
rus-bhd
rus-bhd 23 Марта 2011, 12:03
Статья от 2009 года, гуглим, таких высказываний много. И согласен, у них тоже Паралаев хватает. Да, срвнений 35 и 30 не было, понятное дело, 35 даже не в серии. Но совмстеные учения индийский 30-ок и амерских 22-ых было. Мнения у спецов различны, а это уже говорит о том, что Ф22 не безоговорочный "повелитель воздуха". Да, и прозвище Краптор для него придумали вовсе не мы :) Поищу на досуге интересных нарезок, я просто не в курсе, что у вас тут боян, а что нет.
16224455
16224455 23 Марта 2011, 12:03
Боян про сравнение Су-30 и F-35 тут еще обсуждался год назад. И "шпециалиста" Карло Коппа тоже вспоминали. Увы, все его "бои" были лишь у него в голове. Никаких просто даже точных характеристик он не знает и знать не может, а уж как поведут себя боевые группы из нескольких единиц, и какая будет координация взаимодействия- темный лес. Карло б книжки для детей писать с таким воображением. Небыло никогда никаких боев и никаких сравнений- точка.
rus-bhd
rus-bhd 23 Марта 2011, 10:03
Воланд, если вы не прекратите пуляться абсолютно необоснованными сравнениями, по типу как замена всех видов истрибительной авиации на Ф35 или же равнение 35-серии с Ф16, наш диалог будет закончен. Повторюсь, в успех Ф35 верят только в Штатах, те же Англия и Австралия с большой настороженностью смотрят на поставки к себе Ф35. А после совместных учений Индийских Су 30 и американских Ф22 смута в рядах вероятного противника только усиливается. Вот что думает один из Австралийских экспертов о Ф35, погуглите, таких рассуждений предостаточно: http://www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/5784
rus-bhd
rus-bhd 22 Марта 2011, 23:03
"Нам нужно заменять огромный парк самолетов с выработанным ресурсом - су-27, миг-29, миг-31, су-24, су-25 >2000 самолетов. На что спрашивается заменять? На сотню пак фа, которые неизвестно когда появятся? Амеры свои заменят на универсал f-35 + многочисленные беспилотники. " Комрад, вы несете ахинею чистой воды. О какой такой универсальности Ф35 идет речь, что он вместе с беспилотниками все заменит? Он имеет такие же бомбовые отсеки и средства рэб как Су-34, которым сейчас меняют 24-ки? Или его скорость сопоставима со скоростью высотного перехватчика Миг 31? Честное слово, сижу по-доброму улыбаюсь. Да если американцы примут такое решение можно счиать, что даже при двукратном численном превосходстве с такой доктиной им наступит хана по полной программе. Единсвенное, с чем я согласен, - развивать беспилотники необходимо. Но на ближайшее время оптимальным будет следующий вариант: Пак Фа , как универсальная платформа, ввиду того, что количесво ограничено, основной своей функцией выполняет разведку и наведение на цель более "доступных" мигов и сухих 35 серии, в тоже время для спец операций самолеты могут действовать и самостоятельно. Для перехвата высоколетящих целей и сетевого мониторинга воздушного и наземного пространства используются связки из 31 Мигов и Пак Фа, в случае, если использование летающих радаров затруднено или грозит их потерей. Контроль воздуха, - вот основное уловие победы при войне на чужой территории в сегодняшних войнах и никуда не деться от тяжелых и уникальных по своей глушащей способности Су 34. Я не просто так вспоминал случай в Грузии, - когда стало понятно, что по нашим самолетам работает американская ПВО, с нашей, кстати, в том числе, именно ОДНА 34-ка выполнила глушение заданного района с последущим бомбометанием. Остальное доделали самолеты поддержки. Так скажите мне, пожалуйста, что из этих функций сможет выполнить просто эпически "универсальный" Ф35 с группой беспилотников в их сегодняшней стадии развития? И да, было бы круто, если бы Миг разработал "легкое" пятое поколение, но зачем??? Того, что есть сейчас вполне достаточно, дайте только приемлемое количество. Работать на будущее, - безусловно. Но работать МИГу как раз таки надо над 6-ым поклением. Су сейчас занят доводкой Пак ФА, МИГ 35 со своими 4++ пусть будет не лучше, но уж точно не хуже Ф35, которых, кстати, еще нет :D Не забываем про 35 Сушки. Но вот в чем беда, мы свои самолеты вводим в строй с такой же скоростью, как амеры свои авианосцы (с)
rus-bhd
rus-bhd 22 Марта 2011, 17:03
2ОтМороз: ну хоть про Афар сошлись и да, чем больше антенок - тем больше чувствительность. Другой вопрос - дальность ;) И понятно, что нашим нужно что-то делать с стелсами и Ф22 по моему разумению - не самый незаметный вероятный противник. Опять же, Пак Фа это комплекс, что лично меня очень радует. Надеюсь, что его ждет судьба 27-ой платформы, какое именно она была Т-изделие на память не буду говорить, ибо проблемы с индексами. А сравнивал я как раз с Су 35, разве у него нет Афар? На самоме деле, информация мной собиралась не из одного источника, за тематикой слежу с самых первых упоминаний о проектировании нашего 5 поколения. Как дурак ждал лекцию Паралая о 5-ом поколении, поржал над ее ущербностью и общими формулировками, жалко людей, которые за нее лаве отдавали. ИМХО - над проектом слишком много воронья, как, в принципе, и во всем нашем МО в данный момент. Касаемо МИГ-ов, - их беда только в том, что у них во времена перестройки не было Погасяна. Он уникальный менеджер и лоббист, - не факт, что вообще все что он делает это благо, наверняка именно с ним связана печальная судьба Ту334 (вместо него Суперджет) и затравливание МИГ-а. Но теперь он является главой ОАК и, соответственно, МИГ-а и Су. Уверен, этот человек занет, куда пустить великую школу, - в светлое будущее с перспективными заказами или под откос, как закостеневшее и растерявшее весь свой потенциал КБ, что кстати, вполне вероятно. Время покажет.
16224455
16224455 22 Марта 2011, 15:03
2Сорвиголова: ППМ(приемно передавальный модуль каждый по несколько тыс. $) AN/APG-81 1200 (да один недалекий сайт ввел меня в заблуждение, 2000 на новом AN/APG-77 для Раптора), ПАК ФА 1526 штук, ЖУК-АЭ 1016 шт. Думаю, что все же влияет коль АФАР это много-много "мальньких антен" а сигнал суммируется. Правда на ПАК ФА будет какая-то новая система разнесенного пелинга т.е. приемники на крыльях (точно не помню-лень net прочесывать- но штука очень прогресивная и позволяющая пеленговать "стелсы"). Но ведь сравнивали F-35 и "Сушку" у коей даже АФАРа нет. Вроде только индусы хотят свои модернизировать с помощью ЖУК-АЭ. Себестоимость серийной машины всегда меньше опытных образцов. Впрочем как говаривал Каданников на свои ржавые ТАЗы: "...сколько будут согласны платить- столько и будет стоить" рыночная экономика, блин. Так что если европейцы не будут спешить платить по 120 лямов за штуку- то станет и по 60 (но, соглашусь, наверно очень упрощенный). Ну а до ПАК ФА надо еще почесать задницу и прикупить с две сотни новых "Сушек". Впрочем Россия может и больше пакфаеров настряпать- была бы поставленна задача, будем надеяться. Ну и МИГ - жалко же. Ну просто здыхает такое ИМЯ.
rus-bhd
rus-bhd 22 Марта 2011, 14:03
Отмороз, по ценам - сказки. Стоимость будет только расти, в том числе и из-за можернизации. Да, с Х35 лажанул =), некогда было смотреть верные маркеры, с памятью на подобные вещи у меня не лады... А кто говорит, что нам нужно догонять Штаты? Нет, не нужно. Нам нужно решать свои задачи в своих вяло текущих и возможных в будущем локальных конфликтах. Нужно понимать, что с Штатами, если забыть, что у нас нет ЯО, пойдет вся Евпропа...Даже если у нас будет 1000 Пак Фа, нам пипец. Касаемо заметности итд, читали про то, как выносил грузинскую ПРО ОДИН Су - 34? Меняю тематику, все равно, пока не будет серии и хоть какой-то конкретики (напомню, до сих пор не озвучено, чем именно будет вооружен Пак ФА) дельного мы тут ничего не родим. Единственное замечу, Пак Фа совсем ненамного больше 22-ого, в отличии от китайского "пятого" поколения. И позвольте ссылку на: "При этом AN/APG-81имеет на треть больше ППМ чем даже перспективный на ПАК ФА и вдвое больше чем ЖУК-АЭ" наверняка америкосы и сами не в курсах.
16224455
16224455 22 Марта 2011, 12:03
Вот такие "шпециалисты": X-35 да по самолетам:) Меня тоже улыбнуло когда читал. F-35 хуже Су-35 и вообще ка-ка. А спроси их: почему? Ответят: патаму шта! При этом AN/APG-81имеет на треть больше ППМ чем даже перспективный на ПАК ФА и вдвое больше чем ЖУК-АЭ. И, кстати, невидимых самолетов не бывает: весь вопрос в дальности обнаружения- кто первый увидел тот и выжил. Шансы у огромезной "Сушки" тут мизерные. Вероятность поражения цели теми немногими, что есть у России Р-77 0,6-0,7 и это не против малозаметного и труднонаводимого "стелс". У AMRAAM не лучше- но там возможна схема "выстрелил-и-забыл"- такую "дуру" как СУ-35 он засечет. Один двигатель- и что? Помница где-то читал, что генеральный конструктор МИГ-29 сетовал, что F-100 самый надежный двигатель что он знает. Будь у него схожий он бы продолжил "однодвигательную" МИГовскую традицию.. Впрочем это он зря, машинка вышла очень даже ничего. Но конечно и реально потяжелее и подороже: ни о каком массовом мировом истребителе а-ля МИГ-15, МИГ-21, F-16 и речи быть не могло.PS: кстати, стоимость последних F-22 снизилась до 150-160 млн, последние F-35- 112 млн/штука, и Lockheed грозится загнать цены даже от 60 млн. при массовом производстве. И, думается, конгрессу не составит труда удвоить колличество имеющиеся на вооружение F-22, если Россия примет на вооружение те 60 ПАК ФА что планирует. Догоним???
rus-bhd
rus-bhd 22 Марта 2011, 08:03
Вот как-то даже и не знаю, на что отвечать. Что за теория вероятности? Где я сказал, что "старый" модернизированный 117С - это ответ на шетое поколение? вы читайте меня внимательнее, хотя ночь, я все понимаю. по какой такой теории вероятности отказ двух движков больше , чем одного, вы бы на каком пассажирском самолете полетели с одним или с двумя движками? Не нужно даже ровнять Ф35 и Пак Фа, - ко второму самолету это просто неуважение какое-то. Ф35 с натяжкой можно ровнять с Су35, хотя, опять же, только в американских снах он что-то противопоставит 35-ому. Касаемо стоимости: в статье говорится, что один Ф35 стоит порядка 130 млн. Ожидаемая стоимость Пак Фа в серии : не более 100 млн для внутреннего потребления. Цифра в 30 млрд рублей - это как раз таки траты на ниокр и они просто смешны, по сравнению с теми деньгами, которые угрохали даже на Ф35.
rus-bhd
rus-bhd 21 Марта 2011, 23:03
P.S. (писал Руслан)
16224455
16224455 21 Марта 2011, 20:03
2kilgortrout "...У Америки, которую так хотелось перегнать, еще в 1964 году летал XВ-70, который по всем характеристикам на голову опережал и М-50, и Т-100." - и что? Согласитесь, что машинка (все же Т-4) была весьма достойная, жаль что "вездевхожий" Туполев загробил данный проект в угоду своему Ту-22М (так облажаться с предыдущим Ту-22 что на новый язык не повернулся денег просить так-то и стал он "М":)). Машинка по-своему хорошая и могла даже США достать с дозаправкой, но вот только когда по разоружению американцы категорически настояли снять с нее системы заправки в воздухе осталось ему лишь авианосцы пугать, и лишь те что поближе. А в этом деле "Тушка" проигрывал Т-4 вчистую.
16224455
16224455 20 Марта 2011, 14:03
Предлагаю ввести принудительную регистрацию на сайте. В конце концов не Рамблер же чтоб засорять комменты подростковыми глупостями. А за флуддинг и регулярные безсмысленные и неаргументированные заявления- штрафовать. Сорри за офтоп.
savage3000
savage3000 17 Марта 2011, 18:03
irv, Это не заклепки. это болты, которые стягиват временную заплатку. На серийном самолете там стоит композиционная панель. Да даже если там металл, эта панель не такая большая. Т-50 почти ВЕСЬ в заклепках.
savage3000
savage3000 17 Марта 2011, 18:03
ОтМороз, Вы не совсем правы. Полские сопла имеют и недостатки. Такие как: потери при переходи струи в квадратное сечение, невозможность сделать полноценный управляемый вектор тяги. Круглые этих проблем не имеют, хоть и чуть более заметны. Уверен, овчинка не стоит выделки. Про фонарь кабины. Дался вам безпереплетный фонарь Ф-22. Кто сказал, что он лучше? Более того, он существенно толще, что дает искажения. Не факт что он лучше переплетного. В сотальном соглашусь. Единственное, что у нас на уровне это РЛС Афар.
16224455
16224455 13 Марта 2011, 15:03
2irv Это не заклепки, а монтажные болты. Думаю "заподлицо" они не шибко выдают "невидимку". Но вы совсем не поняли, что я имел ввиду. Пакфаер это все же продвижение российского авиапрома в будущее: но, безусловно, не скачек и прорыв в мировом масштабе, но успех для России. Но дело в том, что при его ожидаемой сверхнакрученой цене, соответствует он технологиям на гараздо меньшую сумму. Соответственно станет их на вооружение мизер: ВВС и великолепные "Сушки" за 40 $ лямов (и это цена на экспорт) не закупало. 140 "Рапторов" для экономики США- и они уже стонут что очень дорого. Сколько тогда Россия потянет? Пятьдесят-шестьдесят? Вот это я и имел в виду: шаг вперед для авиапрома, и два шага назад для обороноспособности страны. И это за бешенную сумму, но это уже вопрос не к конструкторам "пакфаера": они и так выклались на индийское финансирование по максимуму.
16224455
16224455 11 Марта 2011, 22:03
ПАКФАер- безусловно если не шаг вперед, то хоть куда-нибудь. К сожалению это может быть и шаг назад. Цена в 70 млн. $ было объявлено ранее, сейчас уже озвучивается 100 млн. Для воровской российской экономики (кстати, она вообще у нас есть? А то это больше напоминает броуновское движение нефтедолларов в правовом и псевдо-управленческом вакууме) онные суммы еще не предел: будет еще и дороже "Раптора". При этом Т-50 больше пустышка и имитация 5-го поколения: не плоские температуропонижающие сопла, "прямоток" воздухозаборников, фонарь как из 80-х, крейсерский сверхзвук пока лишь на словах, заклепки и т.п. Надеяться "сделать" США в элетронике- это тоже надо быть очень наивным человеком. А вот китайская концепция уменьшения стоимости за счет ухудшения характеристик очень даже может сыграть: просто там разница в стоимости от "Раптора" пойдет не на откат, а на еще один J-20.
savage3000
savage3000 28 Февраля 2011, 10:02
"А у GE90, как писал ранее, 50 000кгс. И что? По удельным параметрам наш всё равно получше выходит: 8800/1380=6,38 - изделие 117, 10500(даже 11000)/1770=5,93(6,2) - P&W F119, 8700/1530=5.68 - а это старый добрый АЛ-31М1. " Я же говорю, температура существенно повышена. Теперь бесфорсажная тяга (которая является главным параметром, так как в 90% случаях самолеты летают без форсажа) у Ф-119 12 тонн. Пересчитаете сами удельный вес? На счет 117С. Вам двойка за изучение матчасти. его вес 1520 кг. Или Вы только по викпедии изучаете мир? На сайт Сатурна, случаем, не заходили?Теперь пересчитаете?
savage3000
savage3000 28 Февраля 2011, 10:02
""Угу, конструкторами. Только они данными не спешат делиться=) Особенно китайские. "" Я же дал Вам две ссылки. Там давно уже размеры рассчитаны. "А пресловутый "радар блокер" - это как раз то самое устройство, которое создаёт эти самые S-образные каналы(и их убирающее)." Только такого устройства не существует в природе. Это просто выдумка, фантастичная 3Д модель. "Ну так объясните! Предлагаете нагревать воздух перед двигателем, глядя в глаза двигателистам и требуя от них ту же тягу? Как всё это будет выглядеть в ВЗ?" Что такое низкотемпературная (холодная) плазма вы знаете? "Тяги у обоих двигателей известны," Да ладно? А Вы в курсе, что тяги известны при температуре у Ф-119 в 1642 градуса? Хотя сейчас её довели до 1725? массы, каюсь, брал в википедии(если есть иные данные - предоставьте, пересчитать не проблема), а требования из ЦИАМовских и салютовских слайдов: там чётко написано: удельный вес
savage3000
savage3000 28 Февраля 2011, 10:02
Voland, Не пойдет. Двиг достаточно секретный. Данные не точные. НО. На сайте указана мощность двигателя с температурой перед турбиной в 1647 градусов. Сейчас температуру подняли до 1725. Поищите, если интересно.
savage3000
savage3000 28 Февраля 2011, 02:02
Voland, "15800 везде пишут. 18100 это у f-35 " Я не про F-135. Я про F-119-100. Тяга 18 тонн. Везде пишут это где?
savage3000
savage3000 27 Февраля 2011, 01:02
Спасибо Павлу за хорошую статью. Много информации узнал из нее, хотя слежу за темой постоянно. Хотел бы указать на некоторые неточности и моменты: 1. На обложке журнала и на всех рисунках Т-50, Ф-22 и Джей-20 одного размера. Непорядок :) 2. Указано, что на двигателе J-20 стоит управляемый вектор тяги. Хотя, естественно, это не так. Собственный создать в обозримой перспективе они не способны. Россия такие двигатели НИКОГДА китаю не поставляла и поставлять точно не будет. Из крупных стран доступны только Индии. Поэтому инфа о таких переговорах выглядит странно. 3. Инфу о сваливании на хвост СУ-30МКИ слышу впервые. Очень странно и не верится в это. О Т-50 и J-20. Понятно, что J-20 не являлся и никогда не будет самолетом 5-го поколения. Китайцы самостоятельно не сделали даже 4-е поколение и этим все сказано. Если конкретно, то J-20 отличается: почти полным отсутствием механизации крыла, которая необходима для 5-го поколения. Он не малозаметный, так как присутствует странное ПГО и подфюзеляжные кили. Плюс, как сказано в статье, кромки крыльев не имеют нужной параллельности. Двигателей китай не имет своих и не будет иметь еще очень долго, а конкуренты на месте стоять не будут. Ресурс низкий, об экономичности можно только догадываться, да и тяга вызывает сомнения. У Китая нет, не может быть и еще долго время не будет РЛС с АФАР. Китай никогда не был замечен как производитель конкурентной авионики и систем подавления. Гидравлика у J-20 просто ужасная. И не отвечает никаким требованиям 5-го поколения. Единственное, что понравилось в этом изделии, это беспереплетный фонарь и большое количество КМ, примененных в фюзеляже. Такого нет даже на ПАК ФА. О Т-50. Вот тут мнение автора статьи мне непонятно. Ведь Т-50 тоже полностью не соответствует истребителю 5-го поколения. Почему так: 1. Если смотреть во фронтальный ракурс каждый может видеть 70-80% поверхности лопаток турбины двигателя. У Ф-22 канал воздухозаборника изогнутый и двигателя не видно вообще. У Т-50 он почти прямой. Так что никакой заметности в передней полусфере нет и не будет. (Может это и изменится, если в воздухозаборнике будут генерировать плазму или поставят устройство под названием "радар блокер", которое будет защищать лопатки турбину от РЛ излучения, но на данный момент этого нет и об этом не заявляется). 2. Посмотрите на фюзеляж Т-50. Что Вы видите? Правильно, Вы видите ЗАКЛЕПКИ. Это говорит о том, что применение КМ очень мало и никакой малозаметностью не пахнет. Части фюзеляжа металлические. Это просто бред. 3. Авионика и РЛС не готовы, но тут ситуация лучше, так как все-таки они точно должны быть доделаны. 4. Двигателя 5-го поколения нет и в ближайшее время не будет. Все-таки изделие 117 существенно хуже двигателя Ф-22. Как по ресурсу, как по тяге, так и по экономичности. (тяга у Ф-22 сейчас 18 тонн на форсаже) 5. Беспереплетного фонаря нет. Все эти трудности с Т-50 вполне понятны и очевидны. Страну и ее высокотехнологичные отрасли громили с 90-х по 2011 год и продолжают это делать. О коррупции я вообще молчу, триллионами воруют. Это печально.
Владислав
Владислав 25 Февраля 2011, 21:02
думаю не только наши разбазаривают, но и на западе тоже) согласен что они копируют и не очень удачно иногда, но вот в старании им, по-моему, нет равных)
alekcey.v
alekcey.v 22 Февраля 2011, 22:02
К вопросу об эффективности, наиболее эффективен тот самолёт который уже стоит на вооружении соответственно есть большой опыт в создании и воплощении в металле и полётах, это американцы. В независимости от того, каким образом создан самолёт скорейшее воплощение его в металле с учётом количества и качества и обученного персонала, также говорит об той же эффективности, кто вперёд Россия или Китай? "вопрос риторический" Я бы рад согласиться с человеком поставившим минус, но тут проблема средний возврат высококвалифицированных слесарей-сборщиков на заводах составляет 55 лет, а молодёжь туда не очень то стремится. Там работать надо,