Сальвиния вредная: может оказаться полезной

Растение salvinia molesta, засоряющее поверхность водоемов, обладает очень высокой гидрофобностью. Исследователи из Боннского университета полагают, что, воспроизведя механизм, с помощью которого сальвиния вредная выходит сухой из воды, можно будет экономить до 10% горючего при эксплуатации судов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Листья водяного папоротника salvinia molesta чрезвычайно гидрофобны. Растение в буквальном смысле обладает способностью «выходить сухим из воды». Дело в том, что сальвиния вредная окружает себя едва заметной «юбкой» из воздуха. Этот слой предотваращает контакт поверхности растения с жидкостью даже при погружении сроком до нескольких недель.

Исследователи-материаловеды называют такое поведение «супергидрофобным». Это свойство представляет интерес с точки зрения применения в различных областях — от быстросохнущих купальников до судов с повышенной топливной эффективностью. Создание супергидрофобных поверхностей на основании природной модели возможно, но такие «копии» имеют существенный недостаток — водоотталкивающий слой в них слишком нестабилен. В движущейся воде он исчезнет в лучшем случае через несколько часов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи из Бонна, Ростока и Карлсруэ разгадали фокус сальвинии вредной, с помощью которого она надевает свою воздушную юбку.

Уже несколько лет является известным факт, что поверхность листьев этого растения покрыта крошечными венчикоподобными ворсинками. Они заставляют воду, в которой находится сальвиния, держаться на расстоянии. Но это только одна сторона медали. «Мы показали, что внешние кончики этих венчиков гидрофильны, — рассказывает профессор Вильгельм Бартлотт (Wilhelm Barthlott) из Боннского университета. — Они погружаются в воду, которая окружает растение и фактически "прошивают" слой воздуха, заключенный между листом и водой. Поэтому воздушному слою не так-то легко куда-либо ускользнуть».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Профессор Бартлотт — глава Института биоразнообразия растений им. Неса в Бонне. Там начались эксперименты, которые сегодня продолжаются совместно с кафедрой гидродинамики Университета Ростока и Институтом прикладной физики, входящим в состав Университета Карлсруэ. «За 20 лет, прошедших с момента открытия "эффекта лотоса", "эффект сальвинии" — одно из наиболее важных исследований в области бионики», — говорит профессор Томас Шиммель (Thomas Schimmel) из университета Карлсруэ.

Более того, эта работа обладает огромным техническим потенциалом. На данный момент более половины энергии, вырабатываемой двигателем судна, теряется на трение о воду. По мере увеличения скорости сопротивление это растет пропорционально её квадрату, что требует значительного повышения мощности двигателя. При наличии воздушной прослойки, по подсчетам ученых, эти потери могут быть сокращены на 10%. С учетом того, что на долю «прожорливого» морского транспорта приходится значительная часть мирового потребления топливных ресурсов, суммарный эффект может оказаться огромным. «Вероятно, таким образом можно будет экономить около 1% от объема потребления топлива во всем мире», — таков прогноз профессора Бартлотта. «Поверхности, созданные по образцу водяного папоротника, могут произвести революцию в судостроении», — соглашается д-р Альфред Ледер (Alfred Leder) из Университета Ростока.

el_dudkin
el_dudkin 15 Мая 2010, 10:05
Корабли станут быстрее и экономичнее...
bogdan.bagno
bogdan.bagno 06 Мая 2010, 22:05
Отрицательная сила трения, это конечно хорошо. =) Особенно если учесть, что она противоречит закону о сохранении энергии.
turik
turik 06 Мая 2010, 21:05
Я не вдавался в подробности: главное, чтобы трения между корпусом судна и водой не было- вакуум в этом случае почти идеально подходит, если не использовать что-то экзотическое, что будет создавать отрицательную силу трения
bogdan.bagno
bogdan.bagno 06 Мая 2010, 20:05
Артур, ваш комментарий чрезвычайно меня рассмешил, уж простите! =) Между вакуумом и воздушной прослойкой существенная разница - это противоположные по смыслу понятия. = ) И зачем обволакивать поверхность вакуумом, и, тем более, как это сделать я даже не представляю.
Тимофей Фурманов
Тимофей Фурманов 06 Мая 2010, 17:05
био - воздушная подушка :)
pavel-muchichka
pavel-muchichka 06 Мая 2010, 12:05
Ошибка в тексте: вместо "Создание супергидрофобных поверхностей на основаниИ природной модели..." написано "Создание супергидрофобных поверхностей на основаниЕЕ природной модели..." Спасибо, исправлено.
turik
turik 05 Мая 2010, 22:05
было бы шикарно, если бы можно было покрывать поверхность судов вакуумом