Ученые обнаружили биологический механизм, отвечающий за развитие синдрома раздраженного кишечника

Синдром раздраженного кишечника (СРК) – заболевание, которое сопровождается болью в животе, нарушением в работе кишечника и сильным дискомфортом после употребления определенных продуктов. От 10 до 20 процентов людей во всем мире страдают от СРК, а причина его возникновения до конца неизвестна. Теперь исследователи из Бельгии обнаружили ключевой биологический механизм, лежащий в основе этого заболевания.
Darko Djurin / Pixabay

Исследователи пишут: «Благодаря новым открытиям мы предоставляем дополнительные доказательства того, что мы имеем дело с настоящей болезнью»

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature, ученые обнаружили, что локальный иммунный ответ на определенные частицы пищи может вызвать активацию тучных клеток (клетки, лежащие в основе развития аллергии и анафилаксии) в пищеварительном тракте, что приводит к высвобождению гистамина. Гистамин – гормон, который участвует в работе кишечника, и может быть объяснением боли и дискомфорта, испытываемых при СРК.

Исследователи заразили мышей заболеванием желудка, которое привело к инфекции кишечника. В это же время они кормили животных овальбумином, типом белка, обнаруженного в яйцах, который часто используется в экспериментах для проверки иммунного ответа на пищевые антигены.

После выздоровления мышей, ученые решили проверить, что произойдет, если они снова дадут животным овальбумин. Исследователи снова дали белок мышам и обнаружили, что это привело к активации тучных клеток и высвобождению гистамина. Это, в свою очередь, сопровождалось болью в животе и проблемам с пищеварительной системой. По сути, эти животные демонстрировали СРК. Контрольная группа мышей, которая раннее не была инфицирована, не показала никакой реакции на овальбумин.

Ученые обратили внимание на то, что активация тучных клеток происходила только в той части пищеварительной системы, которая ранее была инфицирована. Общей активации иммунной системы (как при пищевой аллергии) не наблюдалось.

После этого ученые также провели эксперимент с участием людей. В ходе исследования 12 добровольцам, страдающим СРК, были введены общие пищевые антигены глютена, пшеницы, сои и молочных продуктов в стенки кишечника, чтобы пронаблюдать, как поведет себя иммунная система. Эксперимент показал, что локализованный иммунный ответ очень похож на тот, что авторы наблюдали в своей работе на животных, и, кроме того, этого не наблюдалось у здоровых контрольных участников, у которых не было СРК.

Авторы отмечают, что в исследовании приняло участие сравнительно небольшое количество человек и для подтверждения их выводов необходимы дополнительные исследования. Тем не менее, «понимание механизма, который приводит к активации тучных клеток» может привести к созданию методов и средств для лечения СРК в будущем.