Внеземная жизнь может выжить после мощной вспышки на родной звезде

Исследователи показали, что вспышки на звездах не обязательно будут препятствовать формированию и развитию жизни на экзопланетах, вращающихся вокруг них.
Внеземная жизнь может выжить после мощной вспышки на родной звезде
NASA's Goddard Space Flight Center

Звездные вспышки могут стереть озоновый слой экзопланеты. Но, как оказалось, жизнь при этом может остаться целой и невредимой. Более того, вспышки могут помочь обнаружить внеземную жизнь

На Земле солнечные вспышки иногда повреждают спутники и нарушают радиосвязь. В других частях Вселенной мощные звездные вспышки могут даже «сдувать» атмосферу планеты и разрушать озоновый слой, который может окружать небесное тело. Без озонового слоя поверхности планеты будут достигать интенсивные ультрафиолетовые лучи, который могут убивать все живое. Проведенные ранее исследования показали, что даже слабые, но частые вспышки на родительских звездах снижают вероятность появления жизни на экзопланетах.

Новая работа дополняет результаты предыдущих исследований. Астрофизики сравнили химический состав атмосфер планет, испытывающих частые вспышки, с атмосферами небесных тел, которые не подвергались такому воздействию. Ученые показали, что составы атмосфер планет из этих двух групп серьезно отличаются. По словам ученых, фактически, в атмосферах небесных тел из-за вспышек возникает новая химически равновесная система.

Авторы изучали планеты, вращающиеся в пределах обитаемых зон карликовых звезд класса М и К — самых распространенных звезд во Вселенной. Эти звезды обладают довольно небольшой светимостью, а по размеру меньше нашего Солцна, из-за чего обитаемая зона у них уже, чем в нашей звездной системе. С другой стороны, считается, что на объектах классов M и K вспышки происходят чаще, чем на Солнце, а вращающиеся вокруг них планеты вряд ли имеют мощные магнитные поля, способные противостоять массивным выбросам плазмы.

Исследователи объединили астрофизические данные, полученные ранее, со спутниковыми наблюдениями NASA, чтобы показать, как небольшие вспышки оказывают влияние на процессы в атмосфере. В результате авторы показали, что даже сильные звездные вспышки могут не полностью разрушать озоновый слой планеты, оставляя жизни шанс на существование. Кроме того, исследователи выяснили, что такие вспышки могут помочь обнаружить жизнь, так как из-за них на планете может увеличиться выделение живыми организмами оксидов азота до концентраций, которые вполне можно заметить с Земли.