Гормоны стресса могут «разбудить» раковые клетки

Исследователи показали, что раковые клетки могут возобновить свою активность спустя годы после вхождения в стадию ремиссии. Оказалось, что в этом процессе виноват норадреналин.
Гормоны стресса могут «разбудить» раковые клетки

Рак опасен в том числе из-за того, что даже после успешного лечения может вновь возникнуть у человека спустя годы. Ученые разгадали механизм, который ответственен за этот процесс: всему виной оказался гормон стресса норадреналин

Спустя годы после успешной терапии, когда рак уже давно вошел в ремиссию, заболевание может возобновиться с новой силой. Точно неизвестно, что именно активирует эти спящие раковые клетки, но новая работа международной группы исследователей показывает, что роль «тумблера» в этом процессе может играть норадреналин — предшественник адреналина и гормон, вырабатывающийся при стрессе.

Предыдущая работа, проведенная той же группой ученых, предполагает, что в пробуждении раковых клеток ото сна, в который они впали после противораковой терапии, играют важную роль полиморфноядерные нейтрофилы. Эти клетки иммунной системы, как оказалось, могут создавать определенный тип липидов, которые и активируют опухолевые клетки.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Science Translational Medicine, ученые пошли дальше и показали, что нейтрофилы начинают продуцировать липиды в ответ на действие норадреналина. Для этого авторы обследовали 80 больных раком легких, у 17 из которых наблюдался необычно ранний рецидив заболевания. У пациентов с ранним рецидивом заболевания уровень активирующих раковые клетки липидов и гормонов стресса в крови был выше, чем у людей с более длительными периодами ремиссии.

Ученые также обнаружили, что лечение мышей бета-адреноблокаторами эффективно останавливает пробуждение спящих опухолевых клеток. Бета-блокаторы обычно используются у пациентов с заболеваниями сердца для блокирования выработки норадреналина. Пока медики осторожны в своих выводах — они не утверждают, что именно стресс виновен в пробуждении раковых клеток, а лишь указывают на механизм, который может лежать за ранним выходом болезни из стадии ремиссии.