Астрономы впервые точно детектировали радиоактивную молекулу в космосе

Астрономы детектировали в межзвездном пространстве радиоактивную молекулу с подтвержденным источником.
ESO

О наличии в космосе алюминия-26, радиоактивного изотопа алюминия, было известно уже давно: используя данные, собранные спутником NASA HEAO 3, в 1984 году ученые обнаружили гамма-излучение, вызванное бета-распадом изотопа. Согласно тому исследованию, в Млечном Пути находится около двух солнечных масс алюминия-26.

Теперь же астрономы, используя радиотелескопы ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) и NOEMA (Northern Extended Millimeter Array), смогли впервые напрямую зарегистрировать данный изотоп с подтвержденным источником (ранее, как отмечалось, были детектированы гамма-лучи, однако их источник оставался неизвестным). Исследователи изучили остатки, образовавшиеся в результате столкновения двух звезд, под названием CK Лисички. (Объект CK Лисички был впервые обнаружен в 1670 году, и тогда наблюдатели увидели его как яркую красную «новую звезду». Изначально она была видна невооруженным глазом, однако затем быстро потускнела – и теперь требуются мощные телескопы, чтобы вновь наблюдать за данным объектом: тусклой центральной звездой, окруженной разлетающимся светящимся материалом.)

В результате специалисты смогли детектировать спектральные линии молекул изотополога монофторида алюминия, содержащего радиоактивный изотоп алюминий-26. Когда данные молекулы вращаются в космическом пространстве, они особым образом излучают в миллиметровом диапазоне – этот процесс известен как вращательный переход (астрономы, как отмечается, считают это «золотым стандартом» для детектирования молекул).

ESO

Исследователи также смогли определить, что две звезды, участвовавшие в слиянии, были относительно небольших масс. При этом, как полагают специалисты, одной из этих звезд был красный гигант, имевший массу около 0,8-2,5 солнечной.

Согласно оценкам исследователей, масса алюминия-26 в CK Лисички составляет всего около четверти массы Плутона: учитывая, насколько такие события (вспышки новых) редки, предполагается, что они далеко не единственные источники данного изотопа в нашей Галактике.

Статья, посвященная исследованию, была принята к публикации в журнале Nature Astronomy. Кратко о результатах работы сообщается в пресс-релизе на сайте ESO (Европейской Южной Обсерватории).