Студент МГУ описал новый вид ископаемой морской рептилии

В составе международного коллектива исследователей Николай Зверьков описал новый вид плиозавра, который сочетает в себе ряд примитивных и продвинутых признаков.
Студент МГУ описал новый вид ископаемой морской рептилии
Андрей Атучин/МГУ

Студент кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ Николай Зверьков стал соавтором международной работы по описанию нового рода и вида ископаемой морской рептилии — плиозавра. Об этом сообщает пресс-служба университета.

Скелет животного археологи обнаружили в 2002 году на берегу Волги в 20 км к северу от Ульяновска. Приблизительный возраст останков – 130 миллионов лет.

«Нового плиозавра назвали Luskhan itilensis, что основано на монгольской мифологии, где Луус-хан — предводитель духов воды, а Итиль — тюрко-монгольское название Волги», — рассказал Николай Зверьков.

МГУ

Исследователи провели филогенетический анализ скелета Luskhan itilensis, в результате которого у морских рептилий появилось новое эволюционное древо. Как отметили палеонтологи, обнаруженное животное заняло промежуточное положение между юрскими (200-145 млн лет назад) и позднемеловыми (145-65 млн лет назад) плиозаврами, так как оно сочетает в себе ряд примитивных и продвинутых признаков.

В отличие от остальных продвинутых плиозавров, которые считались суперхищниками, у Luskhan был утонченный череп с вытянутым ростром и мелкими зубами, поэтому, скорее всего, он питался некрупной добычей (рыбой и головоногими моллюсками). В то же время у обнаруженного исследователями плиозавра форма черепа идентична черепу представителей семейства Polycotylidae, а они обитали на Земле гораздо позже.

МГУ

«Долгое время почти ничего не было известно о раннемеловых плиозаврах — это время в истории плиозавров принято называть "ранненемеловым пробелом", — отметил Николай Зверьков.

В исследовании приняли участие сотрудники Ульяновского государственного университета, Ульяновского областного краеведческого музея, Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, а также специалисты из США, Великобритании и Бельгии.