Juno перевернул представление учёных о Юпитере

Учёные обработали первые данные измерений, выполненных космическим аппаратом Juno.
Juno перевернул представление учёных о Юпитере
NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Betsy Asher Hall/Gervasio Robles

Juno был запущен в августе 2011 года, а на орбиту вокруг Юпитера вышел через пять лет. Первые данные аппарат собрал меньше чем через месяц после прибытия, ещё полгода у учёных ушло на их анализ и интерпретацию. На этой неделе в журнале Science были опубликованы две статьи по результатам первых данных Juno, еще 44 статьи готовятся к публикации в журнале Geophysical Research Letters.

Камера JunoCam сфотографировала никогда раньше не попадавшие в объектив полюса планеты-гиганта, и оказалось, что северный и южный полюса Юпитера сильно отличаются друг от друга. Этот факт, а также конфигурацию гигантских и по земным меркам невероятно стабильных штормов, круги которых видны на снимках JunoCam, учёным ещё предстоит объяснить.

NASA/SWRI/MSSS/Gerald Eichstädt/Seán Doran

В прицеле микроволнового радиометра (MWR) Юпитер тоже оказался непрост. Измерения микроволнового излучения позволили оценить глубину знаменитых поясов Юпитера — тех, что на фотографиях кажутся плоскими лентами, опоясывающими планету вокруг экватора. Оказалось, что экваториальный пояс уходит вниз очень глубоко в гтолщу планеты, а пояса, расположенные ближе к полюсам, располагаются ближе к поверхности. Кроме того, данные микроволновых измерений позволили измерить содержание аммиака в атмосфере Юпитера: оказалось, что иногда аммиачные облака имеют толщину до нескольких сотен километров.

Но удивительнее всего оказались измерения магнитного поля Юпитера. Среди всех планет Солнечной системы у Юпитера магнитное поле самое сильное, а магнитосфера — самая большая. Магнетометр Juno измерил магнитный момент и напряжённость поля, и оказалось, что они больше, чем предполагалось ранее, а форма магнитосферы — более стабильная, чем считалось. Магнитную индукцию поля Юпитера Juno оценил в 7.766 гаусс — это на порядок больше, чем у земного магнитного поля.

Магнитное поле Юпитера оказалось неравномерным: в некоторых местах оно сильнее, в некоторых — слабее. Это может говорить о том, что электрические поля, порождающие магнитное поле, рождаются ближе к поверхности планеты, чем полагали ранее. До измерений Juno принято было считать, что электрические поля рождаются в ядре Юпитера — плотном шаре из металлического водорода.

Все новые данные вмете взятые заставляют планетологов полностью пересмотреть своё представление о Юпитере. «Всё, что мы знали о его атмосфере, химиии, магнитном поле — всё оказалось не совсем так», — рассказывает Скотт Болтон, научный руководитель миссии Juno. Оказалось, к примеру, что предыдущие модели возникновения знаменитых полярных сияний на Юпитере, уподоблявшие юпитерианские сияния земным, принципиально неверны. На Земле авроры загораются, котда заряженные частицы солнечного ветра направляются магнитным полем вглубь атмосферы планеты и сталкиваются там с атомами и молекулами газов. На Юпитере сияния возникают, когда заряженные частицы, наоборот, покидают атмосферу планеты.