Почему мальчики страдают аутизмом чаще, чем девочки: новое исследование

Считается, что клетки, сокращающие связи между нейронами в мозге младенцев когда те растут, играют определенную роль в расстройствах, относящихся к аутизму. Новое исследование показало, что количество и характер поведения этих клеток, называемых микроглиями, различается у мальчиков и девочек. Это может объяснить то, почему у мальчиков гораздо чаще диагностируют аутизм и связанные с ним патологии.
Почему мальчики страдают аутизмом чаще, чем девочки: новое исследование

Донна Верлинг, нейрогенетик из Калифорнийского университета, Сан-Франциско, вместе со своими коллегами выяснила, что гены, связанные с микроглией, за несколько месяцев до рождения становятся намного активнее, чем аналогичные гены в женском. «Это говорит о том, что в развитии мужского и женского мозга есть кардинальные отличия», уверяет Верлинг. Ее работа, представленная 13 мая на международном совещании по исследованию аутизма в Сан-Франциско, штат Калифорния, все еще носит предварительный характер. Ученым очень мало известно о том, как именно поведение микроглиальных узелков влияет на развитие мозга. По словам Кевина Пелфри, нейробиолога из Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, работа Донны и в самом деле может означать большой прорыв.

Мужчины обычно страдают аутизмом от 2 до 5 раз чаще, чем женщины. Несмотря на то, что расстройство, причины которого остаются скрытыми, встречается у мальчиков и девочек, психиатры не могут не отмечать значительную количественную разницу между пациентами разных полов. Это говорит о том, что причина кроется в биологических различиях между ними.

Верлинг решила найти эту причину. Для этого она и ее коллеги исследовали различия в экспрессии генов в мозговой ткани мужчин и женщин. Первоначальная догадка состояла в том, что гены, связанные с аутизмом, будут экспрессироваться у мужчин на более высоком уровне. Однако команда так и не выявила четкой картины экспрессии гена аутизма, которая сильно отличалась бы у представителей разных полов. Тем не менее, гены, вызывающие развитие микроглии, и в самом деле были активнее у мужчин.

Дальнейший анализ, в рамках которого исследователи сгруппировали образцы мозговой ткани по возрасту, показал, что наибольшая разница в экспрессии генов микроглии у мужчин и женщин происходит за несколько месяцев до рождения. В результате, совокупные данные указывают на то, что именно повышенная активность микроглии у мальчиков еще до рождения и делает их предрасположенными к аутизму. Другая возможность, по словам Донны, заключается в обратном: меньшая активность микроглии девочек может каким-то образом защищать их от риска развития аутизма.

Предыдущие исследования также обнаружили признаки того, что микроглия может влиять на риск развития патологий группы аутизма. В 2010 году группа исследователей опубликовала в журнале Biological Psychiatry статью, в которой говорилось, что из 13 образцов мозга людей, страдавших от аутизма, у 9 были обнаружены необычайно большие и плотные микроглиальные клетки, выделяющиеся повышенной активностью. Но в 2014 году другая группа ученых сообщила в Nature Neuroscience, что мыши, у которых в начале жизни было небольшое количество микроглиальной ткани, демонстрировали похожее на аутизм поведение и явное нежелание взаимодействовать с другими мышами.

Даже сейчас, когда биологическая природа аутизма стала объектом исследования, может пройти еще очень много лет, прежде чем ученые окончательно разберут и проанализируют аппарат возникновения и развития аутизма и его симптомов. Пока что, по словам Донны, ученые не совсем понимают то, как микроглия влияет на риск развития патологий. Как только эта картина прояснится, на рынке может появиться целый спектр новых препаратов, предотвращающих риск развития заболевания у младенцев.