Сияющие люди: Изменяющие яркость

Если использовать тепловизор, легко заметить, как человеческое тело испускает свечение в инфракрасном диапазоне. Но оказывается, излучает оно и в видимом свете – правда, очень и очень слабо.
Сияющие люди: Изменяющие яркость

Ученые уже некоторое время назад открыли этот странный феномен: человеческое тело испускает слабый видимый свет, интенсивность которого примерно в тысячу раз меньше предела чувствительности наших глаз. Судя по всему, почти все живые существа слегка «светятся», и в этом нет никакой мистики. Свет является побочным продуктом некоторых биохимических реакций с участием свободных радикалов, которые проходят в наших телах.

Чтобы подробнее изучить это интересное явление, японские ученые во главе с Масаки Кобаяши (Masaki Kobayashi) использовали особо чувствительные камеры, способные фиксировать даже отдельные фотоны света. Они взяли пятерых здоровых мужчин-добровольцев в возрасте 20-ти с небольшим лет и, раздев до пояса, помещали на 20 минут перед камерой в полнейшей темноте. Опыт повторяли каждые 3 часа, начиная с 10 утра и до 10 вечера, в течение 3 дней.

Обнаружилось, что свечение нарастает и снова падает в течение дня. Минимальной интенсивности оно достигает в 10 утра, а максимальной — около 4 часов дня, после чего снова снижается. Судя по всему, свечение, будучи результатом биохимических реакций, связано с «внутренними часами» организма, то есть, с циклическими суточными изменениями его метаболической активности.

Интересно также, что лица светились ярче других частей тела. Ученые объяснили это тем, что лица у людей подвергаются более интенсивному воздействию солнца, чем остальное тело, и обычно оказываются более смуглы — то есть, загорелы. Это связано с накоплением пигмента меланина, который в своей химической структуре содержит способный к флуоресценции компонент.

Ученые надеются, что их (пока что более забавное, нежели практически полезное) исследование найдет в итоге и реальное применение. В частности, можно установить зависимость свечения от состояния здоровья и связь его характера с возможными заболеваниями. Тогда такие чувствительные камеры станут прекрасным инструментом диагностики — и совершенно безвредным.

Читайте также о том, как меланин позволяет некоторым грибам не гибнуть от жесткого излучения, а наоборот, «питаться» им: «Съедобная радиация».