Привет из «темной эпохи»: В самой дальней дали

Обнаружена одна из самых древних и ярких галактик, относящаяся к периоду, когда Вселенная выходила из так называемой «темной эпохи», и в ней только начали появляться первые звезды и галактики.

Детальные изображения, поученные инфракрасной камерой и спектрометром, установленными на борту орбитального телескопа Hubble, позволили открыть молодую галактику A1689-zD1, относящуюся к древнейшим временам существования Вселенной.

«Мы приятно обрадованы находкой яркой галактики, отстоящей от нас на 13 млрд. лет, — делится астроном Гарт Иллингворт (Garth Illingworth), — это самое детальное изображение объекта такой давности». В настоящее время галактика A1689-zD1 может с полным правом претендовать на звание одной из самых древних известных науке. Она относится к периоду завершения «темной эпохи», которая началась примерно 700 млн. лет спустя после Большого взрыва и длилась около 200 млн. лет. В то время в ней только начинали появляться первые звезды и галактики, а пространство было заполнено по преимуществу «туманом» из газообразного водорода. Так что в открытой молодой галактике A1689-zD1 активно образуются звезды — строго говоря, все это происходило около 13 млрд. лет назад, но из-за удаленности от нас мы можем видеть события, происходящие в ней, так, как если бы они разворачивались сегодня.

Несмотря на свои впечатляющие возможности, сам по себе Hubble был бы неспособен заметить такой удаленный объект. В этом ему помог расположенный неподалеку на небесной сфере галактический кластер Abel 1689, который создал эффект гравитационного линзирования, «усилив» излучение, исходящее от A1689-zD1, примерно на порядок.

Многие астрономы заинтригованы возможностями, которые открывает изучение этого объекта — прежде всего, появился шанс заглянуть в эпоху, когда только формировались первые звезды и галактики. Кроме того, всех волнует вопрос: что именно вызвало конец «темной эпохи» в жизни Вселенной? «Астрономы почти уверены, — говорит Лари Брэдли (Larry Bradley), — что такие высокоэнергетические объекты, как, например, квазары, все равно не могли создать достаточно энергии, чтобы положить конец "темной эпохе". Зато ее могли дать множество молодых галактик с бесчисленным первым поколением звезд». Именно их активность постепенно «разогнала туман» водорода и сделала Вселенную такой, какой мы ее представляем.

Это исследование было проведено буквально на пределе возможностей аппаратуры Hubble. Будущие телескопы, которые идут ему на смену — например, James Webb, о котором мы рассказывали в заметке «Затворы на орбите» — смогут заглянуть еще дальше.