Магелланов палец

Гигантский «палец» газообразного водорода протыкает Млечный Путь со стороны наших соседей – Магеллановых Облаков – совсем, как вилка в яичнице.
Теги:

Недавнее исследование, сделанное на основе данных, собранных австралийскими радиотелескопами CSIRO, открыло довольно необычную картину. Оказывается, с внешней стороны диска нашего Млечного Пути в него врезается поток газообразного водорода, исходящий от ближайших его соседей, Большого и Малого Магеллановых Облаков. Эта находка способна пролить свет на судьбу этих карликовых галактик.

«Мы крайне взволнованы, — делится руководительница исследования Наоми МакКлюр-Гриффитс (Naomi McClure-Griffiths), — ведь удалось в точности установить место, в котором поток встречается с Млечным Путем, хотя обычно сделать это для таких газовых образований крайне непросто». Газовый «палец», получивший наименование HVC306−2+230, пересекается с нашей галактикой примерно в 70 тыс. световых лет от Солнца. Это — лишь самый кончик переднего рукава длинного газового потока, устремленного к нам от Магеллановых Облаков.

До недавнего времени считалось, что оба Магеллановых Облака вращаются вокруг Млечного Пути, и уже совершили немало оборотов, причем рано или поздно они окажутся поглощенными своим намного более крупным соседом. Однако недавние замеры, проведенные орбитальным телескопом Hubble, показали, что движение этих галактик намного более быстро, чем думали ученые. А это позволило некоторым специалистам заявить, что оба Магелланова Облака не являются нашими «старыми соседями», а захвачены гравитацией Млечного Пути сравнительно недавно, просто пролетая мимо. Об этих исследованиях мы писали в заметке «Облака в пролете».

Теперь, когда установлено место пересечения газового рукава с Млечным Путем, астрономы смогут по-новому взглянуть на прошлое и будущее этих компаньонов. Возможно, этот газ вытягивается постепенно из глубин Магеллановых Облаков мощным притяжением Млечного Пути. Примерно такая же судьба — и с примерно такой же траекторией — может ждать и сами эти галактики.

В соседних галактиках-«облаках» обнаруживаются и другие необычные объекты — например, «звезды-братья», жившие и погибшие вместе («Пузыри в облаке»).