Темная энергия в действии: Танец 13-ти тысяч галактик

Международная группа ученых рассчитала скорость и направление движения 13 тыс. отдельных галактик, находящихся в одной области пространства и представляющих собой нечто вроде «зародыша» будущего галактического сверхскопления. Полученные данные позволяют судить о том, как именно темная энергия противостоит силам гравитационного сжатия, стремящимся стянуть всю Вселенную в одной точке.
Темная энергия в действии: Танец 13-ти тысяч галактик

Концепция темной энергии была предложена примерно 10 лет назад группой американских астрофизиков под руководством Адама Рисса (Adam Riess). Тогда ученые — к великому своему изумлению — установили, что расширение Вселенной отнюдь не замедляется с течением времени и вовсе не собирается смениться гравитационным сжатием. Напротив, тщательное измерение красного смещения удаленных галактик показывало, что скорость расширения Вселенной постоянно растет. Из этого следовал довольно-таки обескураживающий вывод: что-то должно расталкивать галактики с силой, превышающей силу их гравитационного притяжения. Это загадочное «что-то» было названо темной энергией. Последовавшие расчеты показали, что на долю темной энергией должно приходиться порядка 70% плотности нашей Вселенной.

Впрочем, существование темной энергии пока еще нельзя считать доказанным фактом: это лишь самая признанная гипотеза, объясняющая ускоряющееся расширение. Но его можно объяснить и другими способами — например, допустив, что на очень больших расстояниях силы гравитационного притяжения начинают сменяться силами отталкивания.

Прояснить эти вопросы призвано и недавно проведенное европейскими учеными исследование. Ими было скрупулезно вычислены векторы движения порядка 13 тыс. галактик, находящихся в одной и той же области пространства, но пока еще не образовавших связанную регулярную сверхсистему. Примерная дистанция до всех исследованных объектов составляет 7 млрд. световых лет. Астрономам хорошо известно, что отдельные галактики нередко объединяются в плотные группы, из которых, в свою очередь, образуются огромные сверхскопления, состоящие из многих тысяч галактик. Исследование массивной группы галактик, еще не успевших образовать подобную структуру, поможет понять, как именно взаимодействует гравитация с темной энергией.

Полученные результаты пока трактуются как неоднозначные. Исследование показало, что в движении галактик и вправду наблюдаются некие возмущения, которые не могут быть объяснены с позиций чисто гравитационных взаимодействий. Проблема заключается в том, что, по словам ученых, точность исследования оказалась недостаточна для того, чтобы делать однозначные выводы о природе и характере этих возмущений.

«Мы наблюдаем галактики задолго до того момента, когда они образуют связанный кластер, благодаря чему они демонстрируют некоторые тонкие эффекты, которые и являются главной целью нашего исследования, — поясняет один из исследователей Луиджи Гуззо (Luigi Guzzo). — Подобная техника исследования темной энергии используется впервые». Cледующим шагом, по словам ученого, должно стать изучение множества других аналогичных галактических скоплений, находящихся на разной дистанции от Земли. Это позволит прояснить характер и природу обнаруженного эффекта, а заодно выяснить, остается ли он неизменным в процессе эволюции нашей Вселенной.

Заметим, что это далеко не единственное косвенное свидетельство, подтверждающее справедливость гипотезы о существовании темной энергии и темной материи (о некоторых других исследованиях читайте: «Темная галактика», «Темная история»), однако окончательного, однозначного подтверждения пока остается только ждать.

По информации Science