Экзотическая экзопланета: Большая небывальщина

Очередная экзосолнечная планета стала самой крупной из всех известных – и одной из самых необычных. Теоретически, она вообще не должна существовать.

TrES-4 — экзопланета весьма крупная, в 1,7 раз больше гиганта Юпитера, и относится к довольно редкому классу «рыхлых» планет с крайне низкой плотностью. «Около 0,2 г/см3, — поясняет астроном Георгий Мандушев (Georgi Mandushev) из обсерватории Lowell, ведущий исследование TrES-4, — такой плотностью обладает пробковое дерево. Такая планета сравнительно слабо удерживает верхние слои атмосферы, которые "разматываются" за ней, подобно кометному хвосту».

Высокое отношение массы TrES-4 к ее плотности делает экзопланету весьма необычным объектом, существование которого практически невозможно в рамках общепринятых сегодня моделей формирования и эволюции планет. «Для своей массы, — добавляет Георгий Мандушев, — планета чересчур велика, она должна была бы быть размерами с Юпитер, а не больше едва ли не в два раза». Его коллега Эдвард Данхам (Edward Dunham) добавляет: «TrES-4 становится проблемой уже для теоретиков».

Расположена необычная планета в 1400 световых годах от Земли и обращается вокруг материнской звезды всего за 3,5 дня. Как и многие другие экзопланеты, обнаружена она была транзитным методом, то есть по изменению излучения звезды в те моменты, когда планета проходит между ней и наблюдающим телескопом. TrES-4 оказалась самой крупной из планет, для которых установлены размеры.

Не совсем обычной является и ее материнская звезда — GSC 02620−00648. Насчитывая примерно столько же лет от роду, сколько и наше Солнце, она ярче него в 3−4 раза, намного массивнее и эволюционировала за это время намного быстрее, к настоящему времени уже превратившись в субгиганта, звезду, исчерпавшую запасы водородного топлива в своем ядре и в ближайшее время готовую стать классическим красным гигантом. Солнце совершит это превращение не раньше, чем через 5−7 млрд. лет. Оно расширится и поглотит внутренние планеты системы, а возможно и Землю. Та же судьба, но гораздо скорее — в течение какого-то миллиарда лет — ждет и гигантскую планету TrES-4, которая вращается в опасной близости от своей быстрорастущей звезды.

Ранее астрономами уже была обнаружена весьма крупная планета с крайне низкой плотностью — «Сверхлегкий сверхгигант». Экзопланеты рассматриваются с особым вниманием теми, кто еще лелеет надежду обнаружить признаки внеземной жизни. В настоящее время самым подходящим вариантом для обитания «зеленых человечков» считается планета системы Gliese: «Новый кандидат на жизнь».