Дыра-подросток: Промежуточное звено

Возможно, сверхмассивные черные дыры массой до миллионов и миллиардов солнечных, образовались от слияния более легких дыр. По крайней мере, одна такая обнаружена на днях.

В принципе, черная дыра может быть любой массы — практически любой объект, если сжать его достаточно сильно, превратится в черную дыру. Однако на практике обнаруженные черные дыры относятся по массе к четырем классам: сверхмассивные (массой в миллионы и даже миллиарды солнечных), встречающиеся в центрах галактик; промежуточной массы (в тысячи солнц), до сих пор лишь предсказанные теоретически; дыры солнечной массы (от 1,5 до 15 солнц) и микроскопические — массой порядка планковской, пока не доступные современным инструментам.

На днях Карл Гебхардт (Karl Gebhardt) с коллегами объявили о том, что им удалось-таки обнаружить черную дыру промежуточной массы. Объект был найден в центре глобулярного звездного кластера G1, входящего в состав Туманности Андромеды. Изначально там удалось засечь необычный источник рентгеновского излучения, а с помощью радиотелескопов VLA выяснилось, что в центре G1 лежит очень компактное и массивное — массой около 20 тыс. солнечных — образование. В принципе, им может оказаться плотное скопление из множества маленьких черных дыр и нейтронных звезд, однако это объяснение выглядит крайне маловероятным. Так что, скорее всего, объект является первой обнаруженной черной дырой промежуточной массы.

Открытие имеет большое значение для космологии, позволяя лучше объяснить механизм формирования галактических ядер. Говорит астроном Джеймс Ульвестад (James Ulvestad): «Масса найденного объекта занимает промежуточное положение между черными дырами, образующимися в результате взрыва одиночной сверхновой, и сверхмассивными гигантами, которые лежат в центрах галактик. Находка позволяет предположить, что сверхмассивные черные дыры могут образовываться путем слияния более мелких черных дыр».

Авторы исследования отмечают, что черные дыры переходной массы могут скрываться и в некоторых кластерах Млечного пути. Согласно расчетам, они должны иметь массу всего в несколько тысяч солнц. Вероятно, их сможет обнаружить более мощный массив радиотелескопов Expanded VLA, строительство которого должно быть завершено вскоре после 2010 г.

Между тем, космос буквально нашпигован черными дырами; читайте об этом: «Дырявая Вселенная». Поиском же микроскопических черных дыр займется рентгеновский телескоп GLAST: «Семена Большого взрыва». Их также будут получать искусственно на Земле: «Черная дырочка».