Космический пазл: Кусочек молодой Вселенной

Несколько сотен фотографий телескопа Hubble объединены в величественную панораму далекого космоса, на которой запечатлены более 50 тыс. ранних галактик. Самое удивительное, что все они занимают такую площадь видимого неба, что легко «умещаются на кончике пальца».

На полученном изображении хорошо видно, что галактики сбиваются в плотные группы, между которыми можно изредка встретить галактику-одиночку. Вместе галактические скопления образуют нерегулярную сетчатую структуру, отражающую распределение темной материи во Вселенной — чем выше концентрация галактик, тем больше темной материи сосредоточено в данной области пространства.

Среди множества удивительных вещей, найденных на этом «космическом паззле», выделяется гигантская красная галактика, скрывающая в своем ядре сразу две сверхмассивные черные дыры. Ученые также обнаружили несколько новых гравитационных линз — объектов, чье притяжение отклоняет свет, приходящий к нам от более удаленных объектов, в результате чего их изображение претерпевает сложные метаморфозы. На картинке можно выделить целую галерею «неправильных» галактик, природа которых еще долго будет служить предметом споров.

Для получения столь величественной панорамы, ученым пришлось соединить воедино более пяти сотен фотографий области близ Большой Медведицы, сделанных орбитальным телескопом Hubble в течение минувшего года с разных точек своей орбиты. Финальная мозаика обладает размерами в 1,1х0,15 угловых градуса (для сравнения, размер Луны для земного наблюдателя составляет 0,5 градуса). Таким образом, исследованная область небосклона на самом деле крайне невелика — она сравнима с участком неба, который можно закрыть кончиком пальца вытянутой руки. Тем не менее, только на этом пятачке Hubble обнаружил более 50 тыс. удаленных галактик — и это при том, что на самом деле их должно быть там как минимум в сто раз больше!

Сделанные обзоры являются частью масштабного проекта AEGIS (All-wavelength Extended Groth Strip International Survey), направленного на подробное изучение небольших участков неба. Благодаря нему ученые намереваются собрать представительную выборку разных участков нашей Вселенной. В проекте, стартовавшем четыре года назад, участвуют четыре орбитальных и четыре наземных обсерватории. Вместе они шаг за шагом обследуют кусочки небесной сферы в радио, инфракрасном, видимом, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах волн. Основной целью проекта являются объекты ранней Вселенной, удаленные от Земли на дистанцию около 8 млрд. световых лет.

Камеры телескопа Hubble запечатлели галактики в тот момент, когда они только начинали принимать относительно законченные формы, похожие на то, что мы видим сегодня в непосредственной близости от Млечного пути. Среди обнаруженных объектов попадаются спиральные и эллиптические галактики современного типа, однако значительная их часть выглядит как хаотические скопления. Эти нерегулярные структуры образовались в результате активного слияния первичных галактик, происходившего в эпоху ранней Вселенной.

Читайте о других исследованиях, проведенных с орбитальным телескопом Hubble: «Катастрофическая "Антенна"», «Быстрые и горячие», «Весна Урана».