Солнце в гневе: Максимум пятен

Очередной пик солнечной активности, приходящийся на 2010 год, будет самым мощным за всю историю наблюдений – утверждают американские астрономы. Об этом свидетельствуют исследования магнитного поля Земли.

Первым человеком, обнаружившим, что на Солнце время от времени появляются пятна, был Галилео Галилей. Благодаря этим загадочным образованиям ученый смог сделать одно из главных открытий своей жизни — установить, что Солнце тоже вращается. Вскоре после начала систематических исследований астрономы заметили, что количество пятен, появляющихся на нашем светиле, увеличивается и уменьшается с периодичностью в 11 лет. За всю 400-летнюю историю наблюдений 4 самых мощных пика пришлись на последние 50 лет, причем следующий солнечный максимум грозит побить все предыдущие рекорды. По крайней мере, именно так считают Девид Хатауэй (David Hathaway) и Роберт Уилсон (Robert Wilson) из Маршалловского центра космических полетов (MSFC) — одного из подразделений NASA. Их прогноз основывается на предыдущих записях об активности магнитного поля Земли.

Поясняет Девид Хатауэей: «Солнечный ветер, состоящий из заряженных частиц, взаимодействует с магнитным полем нашей планеты и заставляет его постоянно колебаться. Если эти колебания достаточно сильны, происходящее называется магнитной бурей». В некоторых случаях магнитная буря может вызывать неполадки в работе электросетей и заставлять стрелку компаса отклоняться от правильного направления. Исследователи сопоставили данные о геомагнитной обстановке и активности Солнца за последние 150 лет, и в результате пришли к весьма интересному выводу. На данном этапе солнечного цикла количество магнитных бурь связано с тем, насколько активным будет наше Солнце через 6−8 лет.

На представленном графике (см. рисунок) черная кривая отображает количество пятен, появившихся на Солнце в течение года. Красная кривая строится по индексу геомагнитной активности: его величина высчитывается на основе показаний двух магнетометров, расположенных на противоположных концах Земли — в Англии и в Австралии (подобные измерения регулярно проводятся с 1868 г.) На диаграмме отчетливо видна взаимосвязь между высотой пиков геомагнитного индекса и максимальной активностью солнца через 6−8 летний срок. Коэффициент корреляции между этими показателями достигает 94%, что позволяет прогнозировать поведение Солнца с высокой степенью точности.

«Мы понятия не имеем, почему это происходит: физические механизмы, которые лежат в основе данного феномена, являются для нас загадкой. И все же это работает». Следующий пик солнечной активности приходится на 2010 г. Согласно подсчетам ученых, в течение этого года на нашем светиле появится 160±25 пятен. Как отмечают авторы прогноза, их выкладки хорошо соотносятся с работой группы исследователей под руководством Маусуми Дикпати из Национального центра атмосферных исследований (NCAR) в Колорадо. «Они сопоставили данные о движении плазмы на поверхности Солнца, с данными об электрических процессах, происходящих внутри светила», — говорит Дэвид Хатауэей. — «Первые были получены с помощью наблюдений, вторые — путем компьютерного моделирования. Их прогноз имеет четкое физическое обоснование, при этом они также считают, что нас ждет весьма и весьма интенсивный пик».

По информации NASA