Бодрящие факты о похмелье: действительно ли алкоголь обезвоживает?

Исследование эффективности растительной пищевой добавки против симптомов похмелья у здоровых людей показало, что алкоголь действует на организм несколько иначе, чем ученые предполагали ранее.
Бодрящие факты о похмелье: действительно ли алкоголь обезвоживает?

Утро после грандиозной вечеринки в 30 лет не такое приятное, как в студенческие годы. Тарелка жирной пищи со стаканом сладкого чая не возвращают вмиг бодрость и энергию, снимая легкое недомогание. Вместе с рассветными лучами по лицу зрелого человека, накануне опрокинувшего стаканчик-другой, бежит неприятная дрожь. Голова гудит, к горлу подступает тошнота. По всей квартире разбросаны апатия и беспокойство.

Стоит, однако, различать два вида похмелья. Подавленное состояние, сопровождаемое проклятиями в адрес вчерашнего неуемного себя, у здоровых людей называется вейсалгией. В переводе с древних европейский языков термин так и звучит — «сожаление по поводу вчерашнего». Сожаление вместе с симптомами обычно проходит к полудню, максимум, к ужину без нужды опохмеляться. У людей с алкогольной зависимостью утренние страдания куда тяжелее и именуются абстинентным синдромом. Это состояние ломки, когда организму для дальнейшего существования необходим наркотик (этанол). Снять симптомы без очередной дозы в этом случае помогут только специалисты.

Исследования здоровых людей, иногда позволяющих себе алкогольные напитки, в голос кричат об обезвоживании организма и потере электролитов — электрически заряженных минералов. Поэтому предусмотрительные граждане ставят у изголовья кровати бутылку с соленой газированной водой, чтобы утром экстренно поправить положение, не отрывая пятитонной головы от подушки. Вредные последствия алкогольных посиделок очевидны. Но не преувеличены ли они?

Ученые из Института молекулярной физиологии и Университета Йоханнеса Гутенберга проверяли эффективность добавок на основе растительных ингредиентов против похмельных симптомов, а также оценивали влияние алкоголя на обезвоживание и потерю электролитов. Местами неожиданные результаты их работы опубликованы в Британском медицинском журнале.

В исследовании принимали участие 214 человек в возрасте от 18 до 65 лет. Испытуемым на выбор предлагали пиво и белое вино. Перед наполнением стаканов и после опорожнения последнего у подопытных взяли анализы мочи и крови. Контролируемая учеными «вечеринка» длилась 4 часа. За 45 минут до начала эксперимента и сразу после все участники приняли несколько граммов потенциального «средства» от похмелья. «Средство» отличалось для каждой из трех групп, на которые случайным образом поделили подопытных.

69 человек из первой группы получали растительную добавку и комплекс витаминов и минералов. Растительная добавка состояла из экстрактов барбадосской вишни, опунции, гинкго билоба, ивы и корня имбиря. Витамины и минералы включали магний, калий, бикарбонат натрия, цинк, рибофлавин, тиамин и фолиевую кислоту. Вторая группа из 76 участников эксперимента снабжалась только витаминами и минералами. Третьей, контрольной, группе досталось лишь плацебо — раствор глюкозы. Чтобы исключить самовнушение, исследователи уравняли цвет, вкус и запах добавок с помощью пищевых красителей, подсластителей и ароматизаторов.

Через 12 часов у проспавшихся участников эксперимента вновь взяли на анализ кровь и мочу, а также провели анкетирование, в котором симптомы похмелья предлагали оценить от 0 до 10 баллов. Головная боль, тошнота, апатия и беспокойство у тех, кто принял растительную добавку, были примерно на 30-40% слабее, чем у тех, кому достались витамины или плацебо. Облегчения похмельных мучений у второй группы участников, которым давали витамины и минералы, по сравнению с группой на плацебо, не наблюдалось.

Результаты исследования натолкнули на выводы, противоречащие большинству ранее опубликованных работ. Ученые отметили, что употребление спиртного, независимо от противопохмельной добавки, не привело участников эксперимента к значительному обезвоживанию. По мнению исследователей, повышенное выделение жидкости во время алкогольных посиделок вызвано только лишь повышенным употреблением жидкости, а не чрезмерной дегидратацией организма. Авторы работы не поддержали гипотезу о том, что симптомы вейсалгии связаны с обезвоживанием. Гипотеза о влиянии алкоголя на электролитический и минеральный обмен также не прошла проверку данным экспериментом: витамины и минералы, которые принимали участники из второй группы, не облегчили симптомы похмелья наутро.