Любители жить в грязи: Бактерии удаляют ржавчину, вырабатывают электричество и очищают почву

Защитить металлические поверхности от коррозии поможет бактерия Shewanella oneidensis, обнаруженная в загрязненных водах озера Онейда в штате Нью-Йорк.

Этот стойкий микроорганизм, открытый всего 15 лет назад, способен выжить даже в неимоверно грязных сточных водах, разлагая растворенные в них токсичные соединения металлов, при этом в качестве одного из «побочных продуктов жизнедеятельности» выделяется электричество. Шеванеллу можно использовать для очистки не только промышленных и бытовых стоков, но, возможно, и для биологического восстановления (ремедиации) территорий, загрязненных соединениями тяжелых металлов, включая радиоактивный уран. Минобороны США уже выделил на работы по изучению уникального микроба 4,4 миллиона долларов.

В ходе экспериментов, проведенных в Университете Южной Калифорнии, металлические пластинки помещались в среду, содержащую культуру S. oneidensis. Результат (через неделю пребывания в растворе) налицо — вернее, на снимке. Лучше всего бактерия защитила медь — в общем-то, не хуже, чем пластиковое антикоррозийное покрытие. Бронзовая пластина тоже сияет, как новенькая. Хуже бактерии справились с защитой от коррозии алюминия, средне проявили себя на обычной стали и цинке.

В планах исследователей — выяснение механизмов взаимодействия бактерий с металлом и подбор оптимальных условий для жизни и работы антикоррозионной биопленки.