Как алкоголь на самом деле влияет на клетки нашего мозга

Сенсаций никаких не будет: неумеренное употребление алкоголя приносит вред организму и часто немало других проблем – это знают даже дети. Однако далеко не все, что приписывается «зеленому змию» — правда. Спиртное убивает клетки мозга – этот популярный и давнишний тезис антиалкогольной пропаганды у всех на слуху. Где-то приходилось встречать даже такой сильный, прямо-таки литературный образ: «поутру похмельный человек буквально мочится нейронами». Э-э-э... нет. Только не нейронами.
Как алкоголь на самом деле влияет на клетки нашего мозга
Getty images

В общем-то, в способности алкоголя убить живую клетку никто не сомневается — не случайно спирт относится к дезинфицирующим веществам. Но все-таки мы не опускаем мозг в ведро с водкой, а той концентрации алкоголя, которая может быть в крови при условии, что человек выпил, и все еще жив, разумеется, для убийства клеток будет недостаточной.

Так правда ли, что алкоголь убивает клетки мозга? Что на этот счет говорят ученые?

Может ли алкоголь разрушить клетки мозга

Популярный миф опровергли еще в 1993 году две ученые дамы — Грете Бадсберг Йенсен и Бенте Паккенберг — из нейрофизиологической лаборатории университета города Орхус (Дания). Для своих исследований они препарировали мозги 11 покойников, бывших при жизни алкоголиками, и других 11 мертвых граждан, которые на этом свете предпочитали трезвость. Подсчитывая количество клеток в одинаковых участках неокортекса головного мозга у пьяниц и трезвенников, исследователи не обнаружили никакой существенной разницы в количестве нейронов. Но у употреблявших алкоголь в мозге обнаружили снижение плотности белого вещества в старой коре (архикортексе) мозга. Старая кора включает в себя, как известно, гиппокамп — структуру мозга, отвечающую за память.

Результаты одного из исследований показали, что в мозгу у алкоголиков снижена плотность белого вещества в старой коре, к которой относится и гиппокамп, ответственный за память
assignmentpoint.com

В самом белом веществе нет нейронов, есть лишь их отростки, а также глиальные клетки. Снижение плотности белого вещества указывает на то, что алкоголь не убивает нейроны, но вредит их отросткам, и, таким образом, разрушает связи между нейронами и разными участками мозга. Значит, клетки мозга после алкоголя не умирают, а лишь теряют связь друг с другом. В частности, этим можно объяснить проблемы с памятью, которые испытывают пьющие люди. Однако, по мнению датских ученых, разрушение связей между клетками мозга после алкоголя не носит необратимого характера. Достаточно человеку прекратить злоупотреблять спиртным, и плотность белого вещества восстановится.

Макет, демонстрирующий проводящие пути из белого вещества в головном мозге

Как алкоголь влияет на мозг

Несмотря на то, что, даже в больших количествах, алкоголь не убивает клетки мозга, он способен вызвать заболевания, которые все же разрушают один из главных наших органов. Речь идет, например, о синдроме Вернике-Корсакова — он развивается у алкоголиков на почве дефицита витамина B1. В первую очередь страдают митохондрии нейронов, а затем гибнут и сами клетки. Иными словами, хоть в целом миф об убийстве клеток мозга алкоголем не соответствует действительности, некая правда за ним стоит. Как еще употребление спиртных напитков может повлиять на организм человека?

Сосуды мозга и алкоголь

Постоянное пристрастие к алкогольным напиткам приводит к разрушению тканей мозга и микрокровоизлияниям — это снижает функциональность коры больших полушарий. С течением времени мозг человека, страдающего алкоголизмом, уменьшается в размерах и объеме.

В начальной стадии опьянения сосуды головного мозга расширяются, но при этом кровоток замедляется, что приводит к некоторым проблемам с обращением крови. Позже, когда к токсичным веществам алкоголя добавляются продукты его распада, происходит спазм и сужение сосудов. Пожалуй, самым опасным осложнением являются мозговые инсульты, которые могут привести к инвалидности или смерти. У людей, злоупотребляющих спиртным, сосуды, особенно мелкие артерии и капилляры, становятся слабыми и извитыми. Это вызывает частые микрокровоизлияния и снижение интенсивности кровообращения.

Сразу после принятия алкоголя сосуды головного мозга расширяются
focusedcollection.com

Из-за нарушения кровоснабжения мозга снижаются некоторые аналитические способности, например, выявление асимметрии. Это может объяснить, почему в глазах пьяного человека лица окружающих кажутся более гармоничными и близкими к идеальным. Ученые из Рохамптонского университета в Лондоне провели эксперимент, в котором часть людей оставалась трезвой, а другая — выпила спиртное. Каждому показали пару фотографий: естественное лицо и то же лицо, сделанное симметричным при помощи фоторедактора. Участникам предлагалось выбрать более привлекательное и затем более симметричное лицо. Оказалось, что пьяные гораздо чаще ошибались в оценке симметрии и выражали симпатию большему числу лиц.

Существует даже термин «пивные очки», который описывает явление изменения восприятия внешнего мира у людей, употребляющих алкоголь. Его внедрили американские студенты в 1980-х годах. Позже австралийские специалисты исследовали этот феномен, показывая посетителям пабов фотографии незнакомцев и просили оценить их привлекательность. Затем респондентов тестировали на количество выпитого алкоголя. Результаты исследования показали, что существует прямая корреляция между количеством выпитого алкоголя и высокой оценкой внешности людей на фото.

Однако выяснилось, что эксперты еще ведут споры на эту тему — объективно ли утверждать, что восприятие алкоголиком внешности других меняется кардинально? Ученые из Питтсбургского университета в США провели похожий эксперимент, но учли другую особенность: встречу с теми людьми, кого участники видели до «изменения сознания». Результаты работы опубликовали в Journal of Studies on Alcohol and Drugs.

В эксперименте, проведенном с 36 мужчинам (18 парами), возрастом от 21 до 28 лет, каждому выдвинули требование привести с собой друга, с которым они ранее выпивали. Основным условием для участия в исследовании было наличие опыта употребления алкоголя не реже одного раза в неделю, а также способность выпить не менее трех порций напитка за 30 минут.

На первом этапе участники выпили водку с клюквенным соком, чтобы достичь содержания алкоголя в крови на уровне 0,08% промилле. Далее, напротив, участникам предлагался только безалкогольный напиток. После этого мужчины оценивали привлекательность людей на фотографиях и в видеороликах, а затем им было предложено выбрать, с кем из этих людей они предпочли бы лично пообщаться.

Интересный результат эксперимента заключается в том, что употребление алкоголя не оказало никакого влияния на восприятие привлекательности окружающих людей. Тем не менее, оно сделало участников более смелыми и желающими близкого общения с привлекательными кандидатами. Шансы выпивших выбрать одного из четырех наиболее привлекательных кандидатов для потенциальной встречи в пьяном состоянии были в 1,71 раза выше, чем в трезвом рассудке.

Изменение личности и нравственных качеств

Регулярное употребление алкоголя существенно изменяет приоритеты человека. Семья и работа переносятся на задний план, уступая место желанию получить следующую порцию спиртного. В результате наблюдается постепенная деградация личности, сопровождающаяся потерей ранее приобретенных навыков и знаний. Усвоение новых знаний и приобретение навыков становятся все труднее.

Если человек страдает алкоголизмом, то прежние жизненные ценности уходят на второй план — безразличны могут стать даже самые близкие
Freepik

Одна из основных причин такого негативного влияния алкоголя — наличие этанола, который вызывает как физическую, так и психическую зависимость. Человек с алкогольной зависимостью теряет возможность контролировать свою жизнь и поведение, его единственная цель состоит в получении следующей дозы напитка.

Необдуманные поступки при употреблении алкоголя

Гематоэнцефалический барьер, который обычно предотвращает проникновение вредных веществ в центральную нервную систему, оказывается преодоленным алкоголем. Это приводит к нарушению работы различных частей мозга, особенно у подростков, у которых префронтальная кора все еще находится в стадии формирования.

Алкогольное опьянение делает человека неестественно возбужденным, развязным. Возникает обманчивое чувство легкости движений и мышления, что приводит к необдуманным поступкам или, например, чрезмерной болтливости — так пьяный человек может неосознанно выдать чей-то секрет.

Подростки, находящиеся под влиянием алкоголя, становятся особенно подверженными этим негативным последствиям. Из-за незрелости префронтальной коры мозга, молодые люди не способны логически мыслить и адекватно оценивать свои действия при употребленных больших дозах алкоголя. Вместо этого они могут совершать поступки только потому, что это кажется им веселым, не задумываясь о возможных последствиях. Подростки часто рискуют так, как бы никогда не поступили в трезвом состоянии, например, садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения или идут на мелкие преступления.

Ухудшение зрения и притупление чувства опасности

Даже небольшое количество алкоголя оказывает негативное влияние на зрительные функции: это одна из причин, почему категорически нельзя садиться за руль после употребления спиртных напитков. В особенности страдает, бинокулярное зрение — способность видеть предметы четко обоими глазами.

Алкогольная диплопия, которая проявляется в форме двоения в глазах, — хорошо известное явление. Оно объясняется тем, что под воздействием токсического действия алкоголя в глазодвигательном центре мозга возникает точка торможения. Это приводит к ослабленному сокращению мышц глаз, что, в свою очередь, нарушает их скоординированную работу. В результате, зрительные оси смещаются относительно друг друга, и изображение оказывается на несимметричных участках сетчатки, что вызывает ощущение двоения перед глазами.

При алкогольном опьянении больше всего страдает бинокулярное зрение
Freepik

Испанские исследователи провели эксперимент, предложив молодым автолюбителям пройти тест на симуляторе вождения. Вначале испытуемые проходили тест в трезвом состоянии, а через неделю повторяли его после употребления коктейля из водки с апельсиновым соком (чтобы поддерживать концентрацию алкоголя в крови на уровне 0,8 промилле). Для мужчин весом 80 кг это составляло примерно 180 граммов водки, а для женщин весом 60 кг — 115 граммов. Важно отметить, что все участники имели хорошее зрение.

В результате эксперимента у всех испытуемых заметно снизилась острота зрения в среднем на 0,26 пункта. Диаметр зрачка увеличился на 0,7 мм, что может привести к ухудшению качества изображения на сетчатке глаза. Кроме того, средняя скорость, с которой испытуемые двигались за рулем, превышала разрешенную в среднем на 29,4 км/ч (120 км/ч). Они также чаще находились на встречной полосе и чаще попадали в ДТП.

Однако, по всей видимости, эти нарушения связаны не только с ухудшением зрения, но и с притуплением чувства опасности. В другом эксперименте, проведенном американскими учеными, добровольцам предложили употребить алкоголь: по 0,72 грамма на 1 кг массы тела для мужчин и по 0,65 грамма для женщин. Им было разрешено выпить спиртное в три этапа, после каждого из которых им задавали вопрос о том, насколько безопасно им сейчас сесть за руль. По мере увеличения концентрации алкоголя в крови, участники все меньше оценивали опасность пьяного вождения и все больше готовились начать поездку.

Также после выпитого происходит нарушение координации движений. Причина этому — воздействие алкоголя на мозжечок головного мозга. При принятии спиртных напитков, клетки мозжечка не выдерживают, и возникает их охранительное торможение. Это может привести к тому, что мы начинаем шататься при ходьбе, говорить несвязными фразами, а также испытывать головокружение.

Депрессивные эпизоды

По результатам исследований, частое употребление алкоголя оказывает негативное влияние на качество жизни человека. Однако это не новость: давно известно, что люди, страдающие зависимостью от алкоголя, испытывают снижение самооценки и продуктивности, а также сталкиваются с проблемами в финансовой сфере и ухудшением качества сна.

Кроме того, спиртное оказывает воздействие на процесс выработки дофамина в организме. Поскольку дофаминовые рецепторы очень чувствительны к алкоголю, при его употреблении человек получает положительные эмоции. Однако в случае зависимости рецепторы начинают видоизменяться и становятся менее чувствительными к другим веществам, которые ранее приносили удовольствие: например, к еде, сексу, хобби или общению с друзьями. Вместе с тем выделяется больше гормонов стресса, что приводит к трудностям в получении позитивных эмоций и противостоянию стрессу. Так может проявлять депрессия

Исследования показывают, что связь между употреблением алкоголя и депрессией является взаимной и взаимоусиливающейся. Недавно проведенный эксперимент в Австралии показал, что люди, которые испытывают проблемы с алкоголем, в 1,89-2,34 раза чаще сообщают о сильных симптомах этого заболевания, чем те, кто употребляет алкоголь редко — 2725 участников рассказали о том, как часто выпивают, а потом заполнили анкету на выявление симптомов депрессии. Ученые из Финляндии также подтвердили эту связь, опросив 2215 человек. Согласно результатам их исследования, люди, которые страдают от депрессии и употребляют алкоголь, меньше довольны жизнью, чем те, кто страдает от депрессии, но не пьет.

Научные работы показывают, что подростки с симптомами депрессии имеют высокий риск начать злоупотреблять алкоголем во взрослом возрасте. И люди, которые пытаются справиться с болезнью с помощью алкоголя, начинают пить все чаще и больше. Десятилетнее исследование американских ученых показало, что 43% людей, которые на старте наблюдений выпивали редко, со временем начинали пить часто или испытывали зависимость от алкоголя. При этом симптомы депрессии только усиливались.

«Белая горячка»: галлюцинации из-за алкогольной зависимости

У людей, страдающих хроническим алкоголизмом, иногда возникает опасное состояние, известное как «белая горячка». Оно проявляется в виде галлюцинаций, когда больной начинает видеть нереальные образы и несуществующие объекты. Белая горячка развивается на фоне похмельного синдрома — она настигает после прекращения запоя.

Похмельный синдром сопровождается неприятными ощущениями, такими как жажда, боли в животе, тошнота, рвота, отсутствие аппетита и неприятный вкус во рту. Кроме того, алкоголик может испытывать болевые ощущения в области сердца, потливость, зябкость и дрожание рук или всего тела.

К первым признакам белой горячки относятся ухудшение ночного сна, отдельные вегетативные симптомы (потливость и дрожание рук), а также общая оживленность больного, проявляющаяся в его движениях, мимике и настроении. Это состояние является опасным и требует медицинского вмешательства.

Одним из наиболее характерных симптомов белой горячки являются зрительные галлюцинации. Они могут быть очень яркими и реалистичными, что может привести к тому, что больной не может отличить их от реальности. Кроме того, больной может испытывать слуховые, тактильные и обонятельные галлюцинации, которые могут быть также очень интенсивными.

Человек, столкнувшийся с белой горячкой, начинает видеть придуманные образы — возникают галлюцинации
Freepik

Также ярко проявляется дрожание рук. Это происходит из-за высокой температуры тела, которая может достигать 40 градусов Цельсия или выше. Больной будет испытывать резкую потливость и гиперемию кожи, особенно лица. Настроение пьяных людей с белой горячкой может быть крайне изменчивым. В течение короткого времени наблюдаются страх, благодушие, недоумение, удивление и отчаяние. Больные обычно непрерывно двигаются, мимика их выразительна. Двигательные реакции соответствуют галлюцинациям и настроению в данный момент.

Бред при белой горячке отрывочен и отражает содержание галлюцинаций, обычно это бред преследования. Это может привести к тому, что больной начинает вести себя странно и даже опасно для себя и окружающих. Похмельный синдром чаще всего исчезает в течение 3-5 дней, хотя в редких случаях может затянуться на 1-1,5 недели. Выздоровление обычно происходит после глубокого продолжительного сна.

Что происходит в организме после 100 граммов водки

После употребления 100 грамм водки или кружки пива в организме человека навсегда погибают 8 тысяч нервных клеток. Также индивидуально отмечаются:

• повышение давления;
  • ускорение пульса до 100 ударов в минуту;
  • изменение концентрации;
  • расширение сосудов и разрушение мембран клеток печени.

Кроме того, происходит гибель нейронов в мозге и раздражение слизистой оболочки пищеварительных органов.