В любви комаров к человеческой крови «виновата» генетика

Определенные виды этих насекомых особенно чувствительны к человеческому запаху благодаря особому гену.

Международная группа ученых выяснила, что комары не всегда нуждались в человеческой крови, предпочитая ей кровь животных. Однако несколько тысяч лет назад эволюция привела к тому, что рацион определенных видов этих кровососущих изменился. Этому способствовала целая совокупность условий: например, в доме человека есть вода, где комары могут размножаться, а наше тело не покрыто шерстью.

Исследователи обратили внимание, что в одной кенийской деревне на расстоянии нескольких сотен метров обитают два вида комаров: черные Aedes aegypti formosus откладывают яйца в лесу и кусают лишь животных, а коричневые Aedes aegypti aegypti облюбовали кувшины с водой и пьют человеческую кровь.

Ученые скрестили комаров обоих видов, а затем проанализировали предпочтения «гибридов». Выяснилось, что «виновником» различий в предпочтениях оказался ген одного из обонятельных рецепторов — Or4. Благодаря ему рецептор «человеколюбивых» насекомых-вампиров реагирует на соединение сулкатон — одну из составляющих нашего запаха.