Магнитосфера помнит о межпланетном источнике магнитной бури

Зависимость между межпланетным источником магнитной бури и тем, как магнитосфера Земли возбуждается и восстанавливается после ее начала, обнаружила группа исследователей ИКИ РАН под руководством Юрия Ермолаева.

Состояние земной магнитосферы определяется двумя конкурирующими процессами: поступлением энергии из солнечного ветра и ее релаксацией (перераспределением) внутри магнитосферы. Когда темп накачки энергии превышает скорость ее «спокойной» релаксации, магнитосфера переходит в возмущенное состояние. Если накопленная энергия превысит некоторый порог, происходит возбуждение магнитной бури на Земле. Периоды накачки энергии и ее релаксации во время бурь принято называть, соответственно, главной и восстановительной фазами магнитной бури. Главная фаза в среднем составляет около 7 часов, а фаза восстановления может длиться до 5 суток.

Прямые космические измерения в 70-е годы прошлого столетия показали, что ключевым параметром, «открывающим» магнитосферу для поступления энергии, является южная компонента межпланетного магнитного поля (ММП, это, фактически, поток солнечного ветра с «вмороженным» в него магнитным полем).

Южная компонента направлена перпендикулярно плоскости эклиптики, но она не всегда есть в ММП. Если же по каким-то причинам она появилась, то в подсолнечной точке земной магнитосферы сталкиваются два противоположно направленных магнитных поля: набегающего солнечного ветра ММП и магнитосферы. При такой конфигурации полей происходит эрозия земного поля, так что вещество и энергия солнечного ветра проникают внутрь магнитосферы.

В спокойном солнечном ветре никакой перпендикулярной компоненты ММП нет, и магнитосфера «закрыта» для энергии солнечного ветра. Только возмущенные типы течений солнечного ветра могут содержать перпендикулярную (в том числе и южную) компоненту ММП и быть геоэффективными — то есть «размыкать» магнитосферу и начинать магнитные бури. Такие течения образуются в результате двух сценариев: 1) Быстрые течения солнечного ветра из корональных дыр на Солнце догоняют в межпланетном пространстве медленные течения и взаимодействуют с ними. В результате может образоваться область сжатия, в которой плазма сжимается, становится турбулентной и отклоняется от направления первоначального движения. В ней может образоваться достаточно большая и продолжительная южная компонента ММП, чтобы генерировать магнитную бурю. Так как корональные дыры существуют на Солнце несколько месяцев, то такие области сжатия могут наблюдаться несколько раз с периодичностью, равной периоду оборота Солнца — около 27 дней (то есть являться реккурентными). Такие области сжатия получили в англоязычной литературе общепринятое название «corotating interaction region» или сокращенно CIR.

2) Этот сценарий связан с выбросами корональной массы (английский термин — coronal mass ejection или CME). Сам выброс представляет собой жгут скрученных магнитных силовых линий и на орбите Земли образует магнитное облако (magnetic cloud, MC), которое при определенной ориентации своей оси может содержать южную компоненту ММП. Кроме того СМЕ часто движутся в межпланетной среде с достаточно большой скоростью, чтобы образовывать перед собой области сжатия подобные CIR, однако в этом случае такие области принято обозначать как Sheath.

Уже в нынешнем столетии эксперименты показали, что на главной, или первой, фазе бури магнитосфера по-разному реагирует на поступление энергии из солнечного ветра в зависимости от типа межпланетного источника. Сотрудники ИКИ РАН в ряде публикаций разрабатывают гипотезу, что источник бури влияет и на то, как магнитосфера восстанавливается после начала бури.

В статье, недавно принятой к публикации в Journal of Geophysical Research, сотрудники группы Юрия Ермолаева, заведующего лабораторией изучения солнечного ветра ИКИ РАН, показали, что для магнитных бурь, генерированных областями сжатия CIR и Sheath, длительности главной и восстановительной фаз бури антикоррелируют. Или, иными словами, чем короче главная фаза, тем длиннее фаза восстановления, и наоборот. А для магнитных бурь, генерированных магнитными облаками (МС), какой-либо зависимости между длительностями обеих фаз обнаружено не было.

Этот результат свидетельствует в пользу гипотезы о том, что во время фазы восстановления (то есть через несколько суток после начала поступления энергии из солнечного ветра в магнитосферу) магнитосфера все еще «помнит» о том, каким был возмутивший ее межпланетный источник энергии. Наличие такой «памяти» магнитосферы может означать, что при генерации магнитных бурь областями сжатия CIR и Sheath в магнитосфере образуются новые радиационные пояса, а при генерации магнитными облаками происходит интенсификация кольцевого тока в уже существующих радиационных поясах.