Как работает завод Pearl GTL

Строительство в Катаре завода Pearl GTL (pearl – англ. «жемчужина») обошлось в гигантскую сумму – более 18 млрд долларов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ежедневно на завод с крупнейшего в мире (25 трлн кубометров, примерно 15% мировых запасов) оффшорного месторождения природного газа «Северное поле» (North Field) поступает 45 млн кубометров природного газа. Поступающий газ очищается от газового конденсата (120 тыс. баррелей в день), после чего поступает на установки синтеза, выдающие ежедневно 140 тыс. баррелей (22 тыс. кубометров) жидких углеводородов. Для синтеза ежедневно требуется 28 тыс. тонн кислорода, который получают здесь же с помощью ожижительных установок. В процессе синтеза образуется 8 тыс. тонн водяного пара в час. Пар не выбрасывается в атмосферу, а крутит паровые турбины, которые частично обеспечивают завод энергией, а после конденсации превращается в воду (для технических целей).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Завод Pearl GTL производит нафту, нормальные парафины, базовые масла для производства смазочных материалов (моторных, трансмиссионных, трансформаторных масел), керосин (авиационное топливо) и газойль (дизельное топливо). Конечно, все эти соединения можно получить и из нефти, но синтез из газа имеет ряд серьезных преимуществ. Во-первых, чистота синтетических углеводородов намного выше минеральных, которые довольно сложно и недешево очищать от вредных примесей, таких как легко окисляющиеся ароматические соединения. Получаемые в результате синтеза на установках Pearl GTL углеводороды настолько чисты, что, например, парафины разрешено использовать в пищевой, косметической и фармацевтической промышленности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, разведанные мировые запасы газа превышают запасы нефти (по массе) более чем в 10 раз, что даже в том случае, если (или когда) человечество исчерпает запасы «черного золота», всегда есть вариант перехода на синтетические заменители топлива, масел и сырья для производства различных пластиков. В частности, на Pearl GTL синтезируют авиационное топливо, которое используется (наряду с традиционным керосином) для заправки авиалайнеров компании Qatar Airways. Это наглядно демонстрирует возможности органического синтеза и технологий концерна «Шелл».

Еще больше о моторном масле здесь.