Черви-мутанты не пьянеют от алкоголя

Неврологам из Техасского университета в Остине (США) удалось вырастить червей-мутантов, которые не подвержены алкогольной интоксикации. Это научное открытие может привести к созданию в будущем новых лекарственных препаратов для лечения симптомов алкогольной абстиненции у больных хроническим алкоголизмом людей.
Черви-мутанты не пьянеют от алкоголя

Ученые добились этого важного достижения, впервые пересадив живому организму, в данном случае червям, модифицированный человеческий белок, связывающий алкоголь, сообщается в последнем номере журнала The Journal of Neuroscience.

Один из важнейших аспектов этого модифицированного белка, нейронный калиевый канал, называемый ВК, в обычном состоянии регулирует в мозге многие жизненно важные функции человеческого организма, включая активность нейронов, кровеносных сосудов, дыхательных путей и мочевого пузыря. Выброс ионов калия из калиевых каналов заставляет нейроны мозга замедлять свое движение или даже останавливаться. Но ученые в ходе своих экспериментов смогли изменить калиевый канал таким образом, что он стал нечувствительным к алкоголю, не нарушая остальные функции организма вообще.

Таким образом, ученым удалось вырастить червей с генетической мутацией, которая закрывает доступ алкоголю через этот биохимический путь, свойственный и для человека. Опыты наглядно показали, что черви-мутанты действительно не пьянеют и двигаются после воздействия алкоголя совершенно нормально.

Ученые выбрали в качестве подопытных объектов червей Caenorhabditis elegans, потому что опыты на них очень наглядны. После воздействие алкоголя черви начинали явно медленнее ползать и извиваться из стороны в сторону, прекращали откладывать яйца, которые накапливались в их организме, и их потом можно было легко подсчитать.

Известно, что в отличие от наркотиков, например, от кокаина, который воздействует лишь на нервную систему, алкоголь через мозг оказывает повреждающее действие на многие системы организма, и за все это отвечают разные виды белков.

Именно из-за этой сложности алкогольного воздействия на организм человека в целом, для продолжения исследовательских работ ученые планируют перейти от опытов на червях к опытам на мышах. Модифицированные мыши позволят ученым исследовать, какое влияние оказывает алкоголь на устойчивость или наоборот тягу к спиртному, и на другие алкогольные симптомы, свойственные именно людям.

Сложность дальнейших исследований заключается в том, что полностью отключить канал BK нельзя, так как это может вызвать негативные последствия для здоровья. В настоящее время целью ученых является разработка препарата, который будет выключать только ту часть калиевого канала, которая отвечает за нечувствительность к алкоголю. Создание такого лекарственного препарата сможет помочь миллионам людей, страдающих от алкогольной зависимости.