Гориллы-мужчины общаются запахами

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Plos One группой ученых из Стерлингского университета (Великобритания), гориллы, живущие в естественной среде обитания, используют в том числе и запах, испускаемый собственным телом, как способ общения со своими сородичами.
Гориллы-мужчины общаются запахами

Известно, что млекопитающие социально взаимодействуют между собой посредством визуальных знаков, звуковых сигналов и химических меток, причем взаимодействие на химическом уровне считается самым древним общим для всех организмов, включая бактерии. И человек не является в этом исключением.

Однако об этом способе сигнализирования о себе в среде человекообразных обезьян известно очень мало. Поэтому, с целью лучше понять, каким образом происходит подобное общение на химическом уровне, ученые проанализировали интенсивность испускаемого запаха по отношению к уровням возбуждения, охватывающим в разных ситуациях группу диких горилл в одной из областей Центральноафриканской Республики, сосредоточившись главным образом на наблюдении за самцом с серебристо-серой шерстью на спине или зрелым лидером группы.

Дело в том, что именно под мышками у взрослых самцов расположены 4−7 слоев больших апокринных желез, секрет которых обладает характерным резким запахом, по сравнению со слабовыраженным запахом самок. Ладони и подошвы как самцов, так и самок, также обильно снабжены апокринными железами и множеством желез с наружной секрецией, выполняющими важную функцию смазки. Оба типа желез представляют собой эволюционное приспособление к миграциям по земле и общению посредством запахов, особенно у взрослых самцов.

Ученые установили факторы, которые провоцируют интенсивное выделение крайне резких и сильных запахов у самцов с серебристой шерстью на спине. Согласно результатам исследования, такой самец может применять запах, как видоизмененную форму социального общения, где специфические химические сигналы в виде испускаемых запахов разной степени интенсивности варьируются в зависимости от конкретной ситуации и от иерархии в группе, и могут сдерживать социальное поведение других горилл, охлаждая в нужных ситуациях их пыл.

Авторы этого исследования установили, что общение посредством запаха среди обезьян эволюционно целесообразно и крайне необходимо, особенно в лесах Центральной Африки, где из-за густой растительности обзор очень ограничен, и это требует широкого задействования обоняния помимо органов зрения и слуха.